Валерия Поддаева
Автор

«Сарацинское пшено» Дагестана

«Сарацинское пшено», как называли рис во времена Ивана Грозного, впервые появилось в низовьях Волги, при Петре Великом «переехало» к берегам Терека

Валерия Поддаева
Автор
23.09.2022

Спустя еще 40 лет эксперименты по выращиванию повторились уже на Кубани. Сейчас во всем мире за год съедается не меньше 510 миллионов тонн этой культуры. Любовь к рису только крепнет.

Эта осень должна стать знаковой для аграриев Дагестана. Не меньше 135 тысяч тонн риса готовится на сбор с полей республики. Эта цифра станет новым рекордом. Новым уровнем работы тех людей, для которых каждая раскидистая или сжатая метелка с колосками – шаг к мечте.

Рисовые поля Дагестана в России стали вторыми по масштабам после краснодарских. Большая часть находится именно в Кизлярском районе. Степная территория, подходящий грунт, способствующий водной пропитке, приносят хороший урожай, но бывают и потери. Сильные ветра укладывают колосья, зерна осыпаются. При этом, рисоводы четко отладили систему водного уровня - «затопление» полей регулируется по необходимости и полностью осушается перед сбором. Качественное водоснабжение полей вообще решалось долго, ведь Терек не мог закрыть всю потребность процесса выращивания такой сложной культуры. Рыбоходную реку могли использовать только несколько дней в неделю, на пять - Каргалинский гидроузел закрывался и воду пускали на поливы. Оставшиеся два дня шлюзы приходилось открывать, чтобы не погибла рыба. Именно в этот период возникал вопрос об эффективной урожайности. Построенный в 2020 году обходной рыбоходный канал снял напряженность. Теперь с каждого гектара аграрии получают урожая почти на 20% больше, чем раньше.

27 тысяч гектаров рисовых полей Дагестана стали настоящим сокровищем республики. Всесоюзный НИИ риса разработал 8 вариантов технологий возделывания этой культуры, каждая из которых рассчитана на высокую урожайность. 125 дней наш южный рис, в том числе ценные элитные сорта, проходит свой путь созревания. От майской посевной зерен в специальные чеки, затопленные не больше 10 сантиметров, июльского цветения до сбора комбайнами. За все эти месяцы поля риса меняют цвет, как природа меняет сезонный окрас. С дороги видны сначала голые «квадраты», где только набухают зерна, потом зеленые «ковры», белые, августовские желтые.

Девять дагестанских рисоводческих хозяйств стабильно наращивают свои площади, а четыре рисоперерабатывающих предприятия имеют общую мощность в 250 тонн в смену. Модернизируются технологии, трансформируется мелиоративная часть, но остается трепет и своеобразный «азарт»: «останавливаться нельзя»,- говорят старожилы.

Сегодня дагестанский рис идет не только на экспорт, но и наращивает объемы импортируемой части.  Азербайджан, Татарстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Грузия, Израиль – география сбыта южного «сарацинского пшена» уже впечатляет, а планы у местных аграриев самые обширные.

Фото РИА Ноаости