Валерия Поддаева
Автор

Знаменитая ставропольская гостиница, которую жаловал Лермонтов и Бестужев

Старинная постройка считалась одним из главных мест притяжения российской интеллигенции и офицерства на Кавказе

Валерия Поддаева
Автор
14.09.2022

фото РИА Новости

Проходя в Ставрополе по ул.Карла Маркса, мало кто остановится у здания под номером 64, которое, по сравнению с современными хай-тек постройками, выглядит неброско. Это двухэтажный дом, первый из которых занимают арендованные магазины с яркими вывесками. Вид в 21 веке. А в середине 19-ого старинная постройка считалась одним из главных мест притяжения российской интеллигенции и офицерства на Кавказе.

Ставрополь считался центром торговли и культуры и 300 лет назад. Где остановится на ночь, каждый решал сам в соответствии с размером кошелька. Постоялые дворы на нынешней улице Коста Хетагурова имели своих клиентов, а вот гостиницы могли позволить только состоятельные люди, чаще всего офицеры.

Купец Иван Ганиловский в далеком 1837 году присмотрел место под гостиницу, которую должны украшать балконы, въездные ворота для экипажей и много окон для света. Городская Дума «дала добро». Но вот в историю это место вошло совсем под другой фамилией – «Найтаковская».

Ресторацию снял известный предприниматель Петр Найтаки, получивший свою необычную фамилию практически случайно. Приехав из Греции в Таганрог, таможенник принял место прибытия - остров Итака за фамилию беженца. С тех пор Петр Афанасьевич именовался Найтаки. Из Пятигорска он перебрался в краевую столицу, где сколотил состояние и прославился.

Внизу почтовая станция, наверху гостиничные номера. Бильярдная, «савельевская галерея», по имени постояльца штабс-капитана, никогда не пустовали. В офицерском доме играли в азартные игры, а кожаные диваны, огромные окна, люди в сюртуках и с бакенбардами создавали неповторимую атмосферу времени. Здесь были декабристы Бестужев, Лорер, поэт Котенин, Торнау и Ольшанский. А Лермонтов играл в бильярд с Нагорничевским. Здесь же он, по описаниям современников, встретился с Одоевским. А вместе с Николаем Сатиным с вином на балконе «встречал» императора Николая I, проезжавшего с казаками по освещенным факелами ставропольским улицам. Картина показалась постояльцам «мрачной». Описание этого вечера еще много десятков лет передавалось из уст в уста.

Многие известные люди делились своими впечатлениями о пребывании в ставропольской Ресторации. Так, Екатерина Лачина, жена генерала, вспоминала о дороговизне питания, которое играла свою роль – четко отсеивала контингент: «сволочи сюда не лезут». Больше всего людей она наблюдала весной. Одни офицеры приезжали в это время на экспедиции, другие ждали отправления в свои полка. Прислуга с работой справлялась хорошо, поэтому комфорт и чистота были оценены многими. «Искатели приключений», в свою очередь, тратили огромные деньги на алкоголь и карточные игры, щедро угощали соседей по номерам, а отказавшихся от щедрых подарков, по сведениям местного полицейского управления, спускали со второго этажа на простынях. Стоял вопрос даже о закрытии найтаковской гостиницы из-за многочисленных дебошей. Но оно считалось лучшим, поэтому «навести порядок» обещал ни один городской чиновник.

Здание ресторации пережило много исторических событий. После смерти Ганиловского оно было продано за долги внуков, частично перестроено. Здесь располагались и рестораны, госпиталь, музыкальное училище, и греческое общество, магазины. Точное местонахождение памятника архитектуры долго устанавливали по архивным документам и спискам домовладений за 1840 год, сейчас здесь висит табличка с отсылом к богатой истории, а фасад обновлен.