Валерия Поддаева
Автор

Ингушский бомбардир Рашид Ахриев

Рашид-Бек Ахриев, первый летчик-ингуш, о бесстрашии, целеустремленности и героизме которого с одинаковой теплотой и благодарностью вспоминают не только горцы, но и таджики

Валерия Поддаева
Автор
31.08.2022

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Бомбардировщики 14-й воздушной Армия поддерживают войска Волховского фронта при прорыве блокады Ленинграда. Григорий Чертов/РИА Новости

За 49 лет жизни первый летчик Ингушетии прошел через множество испытаний. Мальчик из селения Фуртоуг родился в особенной семье, где его судьба не могла сложиться иначе, как «легендарно». Его дед Мочкхо Базоркин был известным офицером императорской армии, удостоившимся орденов Святого Владимира, Святого Георгия за мужество и храбрость, а отец Чаха Эльмурзаевич был серьезным ученым-этнографом.

Выбрав военное дело, крепкий мальчик из ингушской глубинки учился в юнкерском училище Тифлиса, а практические навыки получил сразу на войне – Первой мировой, среди бойцов Апшеронского полка. Кавалерист отдавался полностью выбранному делу, о чем говорят многочисленные награды за храбрость и мужество, но мечтой солдата всегда было небо. На фронт войны 1914-1918 годов Рашид Ахриев вернулся после учебы в авиационной школе уже в качестве офицера-летчика. В составе истребительной эскадрильи Императорского военно-воздушного флота ингушский герой исполнял редкие фигуры высшего пилотажа так, как не мог никто другой. «Он летал отчаянно!» - вспоминали о его мастерстве сослуживцы.

После сложных политических испытаний в родной стране летчик-ас оказался в Турции, где испытывал немецкие самолеты. Дальше судьба забросила отважного парня в Таджикистан, где его до сих пор вспоминают как пионера авиации. В числе семи российских пилотов Рашид-Бек собирал и проводил испытания транспортных самолетов Ю-13. Помимо обкатки, они составляли карты местности и маршруты полетов. Параллельно создавались аэростанции, взлетные полосы, которые просто отсутствовали. Первый перелет из Бухары в Душанбе произвел именно уроженец ингушского селения. После были «новые вершины» уже в украинской гражданской авиации. А потом грянула Великая Отечественная война…

«Летчик безудержной храбрости», как назвали Ахриева «товарищи по небу», ушёл на фронт немедля, сразу же в 1941-ом. Ему доверили особую авиагруппу Северо-Запада. Еще не менее сотни ингушей отвоевывали Ленинград, который 872 дня «стоял насмерть». Так, по маршруту Москва-Ленинград Рашид Ахриев летал, доставляя продукты и боеприпасы. Опытный испытатель с сотнями часов налётов и миллионами преодолённых километров отправлялся на самые сложные задания. Опыт и мужество помогали на своем бомбардировщик точно уничтожать укрепления врага, их военные эшелоны и технику.

20 января 1942 зенитные установки фашистов были направлены в небо. Два самолета с советскими героями были сбиты. Летчики на оккупированной территории не выжили. Только через два года тела авиаторов были найдены и захоронены со всеми почестями. Так, ингушский герой покоится вместе со своими сослуживцами в Ленинградской области.