Владимир Марков
Автор

Воздушные ворота СКФО: высокая модернизация

Инвестиции в реконструкцию аэровокзальной структуры составляют десятки миллиардов рублей

Владимир Марков
Автор
17.08.2022

Фото: Денис Абрамов/РИА Новости

 

Сначала немного статистики: пассажирские аэропорты федерального значения есть во всех регионах СКФО, кроме Карачаево-Черкесии. В Ставропольском крае их два – в Ставрополе и Минеральных Водах. Все воздушные гавани являются международными, а последней по времени, в декабре прошлого года, получила этот статус аэрогавань Магаса. Семь из 91 федерального аэропорта страны находятся в самом небольшом по площади округе РФ, что обусловлено важнейшим геополитическим, логистическим, туристическим статусом Северного Кавказа.

При этом пассажиропоток северокавказских воздушных путей сегодня бьёт все рекорды. Так, с начала 2022 года в аэропорту «Владикавказ» он вырос на 31% к июлю 2021 года, обновив исторический максимум. Услугами аэропорта воспользовались 91,675 тысяч пассажиров. Аэропорт Махачкалы в июле этого года обеспечил обслуживание более 311 тыс. пассажиров (2442 рейса). Это на 58,1% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года.

В январе-июле 2022 года пассажиропоток аэропорта Грозного достиг 395,154 тыс. человек, что на 6,8% больше января-июля 2021 года. Число самолетовылетов с начала года составило 1926 (рост на 11,8%). Планируется по итогам 2022 года увеличить обслуживание числа пассажиров на 20%.

Аэропорты Ставрополя и Минеральных Вод планируют увеличить пассажиропоток минимум до 4,3 млн пассажиров в 2022 году, общий рост прогнозируется уровне 17,8%. По итогам минувшего года воздушная гавань Нальчика обслужила более 300 тыс. человек. Это почти вдвое больше, чем годом ранее, что говорит о растущих перспективах, хотя ранее у объекта были проблемы с безопасностью и вводилось конкурсное управление. Аэропорт «Магас» в 2022 году также планирует расширить географию полетов, что, соответственно, предполагает увеличение пассажиропотока.

Объяснений такому всплеску востребованности «воздушных ворот» в регионах СКФО несколько. Это и внешнеполитическая ситуация, предполагающая переориентацию авиапассажиров на иные направления, и бум внутреннего туризма, который открыл огромные возможности для туристической сферы Северного Кавказа. Разумеется, новые задачи требуют и новых подходов к индустрии пассажирских авиаперевозок. Как свидетельствуют последние события, понимание этого на федеральном уровне самое чёткое: в инфраструктуру аэропортов Северного Кавказа вкладываются огромные средства. И особенно отрадно, что акцент делается не только на международных, но и на внутренних авиаперевозках. Иными словами, внутренний потребитель справедливо заслуживает не меньшего внимания.  

Так, например, только что стало известно, что стоимость проекта нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий в международном аэропорту «Минеральные Воды» превысит 12 млрд рублей. Площадь нового комплекса составит 27 тыс. кв. метров. Плановая дата начала строительства комплекса в аэропорту — первый квартал 2023 года, ввести здание в эксплуатацию планируется в четвертом квартале 2024 года. Открытие нового терминала значительно увеличит пропускную способность аэропорта.

Не осталась забытой и вторая авиагавань края: меньше года назад в аэропорту Ставрополя дан старт строительству нового аэровокзального комплекса для обслуживания внутренних воздушных линий. Стоимость реализации проекта составляет 2,1 млрд рублей, ввод объекта в эксплуатацию запланирован на первый квартал 2023 года.

Новый аэровокзальный комплекс внутренних воздушных линий в международном аэропорту Владикавказа площадью более 5 тыс. кв. метров планируется завершить уже нынешней осенью. Стоимость проекта оценивается в 1,6 млрд рублей. Пропускная способность объекта - более полумиллиона пассажиров в год.

Месяц назад в Грозном начато строительство международного терминала аэропорта «Грозный». Общая площадь нового аэровокзала составит 40 тысяч квадратных метров, также здесь появится новая взлетно-посадочная полоса. Воздушная гавань обеспечит ежегодный пассажиропоток в республику на уровне около 1,5 миллиона человек. На международных линиях будут обслуживаться до 400 человек в час, на внутренних - до 600 человек в час. Строительство взлетно-посадочной полосы планируют завершить к 1 декабря 2024 года, а строительство нового аэровокзального комплекса - к августу 2025 года. Новый перрон обеспечит стоянку для 24 воздушных судов.

Напомним также, что в прошлом году крупнейший на Северном Кавказе международный терминал пропускной способностью 300 тысяч пассажиров в год был открыт в аэропорту Махачкалы. Это втрое большая мощность, чем была раньше. Площадь объекта увеличена в 10 раз, до 11 тысяч кв. метров.

Воздушная гавань столицы КБР ранее была включена в состав сети региональных аэропортов «Новапорт Холдинг», что послужило к началу реконструкции аэропорта Нальчика. В настоящее время перед зданием аэропорта укладывается новая плитка, обновляются тротуары, будет расширена парковка, установлена современная система освещения. Сам терминал отремонтируют к концу года.

И, наконец, стало известно о намерениях властей Ингушетии реконструировать действующий аэровокзал в аэропорту «Магас» в соответствии с полученным международным статусом. Уже разработан проект и поэтапный план предстоящих мероприятий. Работы предстоит много, но она началась! Отличные новости.

Резюмируя сказанное, следует отметить следующее. Кроме улучшения количественных параметров аэровокзалов СКФО, что, безусловно, будет способствовать росту туристического потока, речь идёт о потребностях самих авиапассажиров, которые смогут ощутить технические удобства новых объектов. Уважение к потребителю формирует качественно иной подход к строительству. Это высокая модернизация - и в прямом, и в переносном смысле.