Ольга Кондратьева
Автор

Валерий Кулинцев: Мы можем импортозаместить семена на 100%

Эксклюзивное интервью для «Кавказ Сегодня»

Ольга Кондратьева
Автор
11.08.2022

Валерий Кулинцев – директор Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Северо-Кавказский федеральный научный аграрный центр​»

 

- Валерий Владимирович, в ситуации, когда реализация Стратегии продовольственной безопасности страны находится в числе самых приоритетных направлений, значение таких учреждений, как Ваше, максимально. Расскажите, пожалуйста, о работе в современных реалиях – как Ваш Центр справляется с текущими и перспективными задачами?

- В аграрном секторе наука определяет весь прогресс отрасли: начиная от лопаты до навигатора со спутника. Наш Центр в этом смысле не является исключением. Его наработки внедрены не только в Ставропольском крае и в СКФО, но и во многих регионах России.

Разработки наших ученых внесли большой вклад в развитии АПК не только Ставропольского края, но других регионов России. Это система земледелия, технологии, сорта, кормопроизводство, новые технологии в животноводстве и многое другое. Особое внимание Институт уделяет разработке систем ведения сельского хозяйства. Всего было создано 4 системы, одна из которых, так называемая система «сухого земледелия», была удостоена премии Совета Министров СССР.

 

- Это когда было?

- Это были 60-е годы, довольно давно по нынешним меркам. Но я хочу ещё раз подчеркнуть, что эта система, которая уже практически отработана, по которой работает весь край, сделана в стенах нашего научного учреждения. Вы только представьте, скольких это стоило трудов (а кому-то ещё партийного билета и карьеры) – доказать, что нужна двупольная система севооборота, которая сегодня является аксиомой.

А если говорить о вкладе нашего Центра в селекцию, то изначально мы занимались селекцией кормовых культур. Это было 20 лет назад. В настоящее время мы полностью обеспечиваем посевным материалом трав как Ставропольский край, так и наших соседей. В России по селекции кормовых культур мы занимаем второе место, а по количественному и качественному разнообразию многолетних трав – лидирующее положение в отечественной селекции.

За последние годы наши ученые-селекционеры создали целую линейку высокопродуктивных, приспособленных к суровым условиям края сортов зерновых колосовых культур. Сегодня нашими сортами ячменя засеяна одна треть площадей Ставропольского края, а пшеницей – более 25 процентов.

За всю историю Центра создано более 460 сортов зерновых, кормовых, лекарственных, плодово-ягодных и овощных культур. В этом году Ставропольскому НИИ сельского хозяйства, который и стал научным аграрным Центром, исполнится 110 лет.

 

- С юбилеем! Когда будете отмечать?

- В сентябре, когда уборочные работы будут подходить к концу. Мы проведем традиционную Международную научную конференцию. Обменяемся результатами исследований с ведущими отечественными и зарубежными учеными аграрной отрасли. К нашей конференции проявляют большой интерес зарубежные коллеги из Беларуси, Казахстана, Турции, Сирии и других стран, которые на собственном опыте убедились в качестве наших сортов. В Казахстане возделывают 15 сортов ставропольской селекции, в Турции – 6, Азербайджане – 5.

Большой интерес к результатам наших исследований проявляют и страны Персидского залива. Это обусловлено тем, что Ставропольский край представлен почвенно-климатическим зонами, в которых есть почти всё: от полупустынь до чернозёмов. Наша селекция, учитывая данные обстоятельства, сумела вывести сорта, которые широко востребованы.

 

- На Ваш взгляд, способен ли российский производитель на 100% импортозаместить посевной материал?

- Могу однозначно сказать: да.

 

- Но не сразу?

- Даже, может быть, и сразу. Нами просто упущено время. Но сказать, что мы растеряли наработки, нельзя. Есть вопросы по масличным культурам, в овощеводстве мы чуть подотстали, кукуруза, свёкла… Именно эти семена сейчас, как правило, покупают у зарубежных сельхозпроизводителей. Но вместе с тем, я уверенно говорю: «Да, можем», потому что наши институты – в лице научных центров, семеноводческих хозяйств успешно занимаются производством отечественных сортов. Да, они могут несколько уступать гибридам из-за рубежа (хотя вопрос спорный), но это настолько некритично, что мы однозначно с голоду не умрём. Нашей продукции хватит нам сполна. И отечественных селекционных наработок вполне хватит, чтобы заместить весь импорт. А чтобы превзойти зарубежные образцы – надо вложиться в науку, хотя бы немного. И тут мы возвращаемся к началу разговора: наука будет занимать главное место во всей цепочке производства.

Мировая аграрная наука сегодня использует передовые методы и приемы, в том числе молекулярной биологии и генной инженерии. Это, соответственно, требует совершенно другого уровня оборудования, которым, к сожалению, оснащены далеко не все научные центры России.

Для решения проблем обеспечения сельхозтоваропроизводителей отечественными семенами создано 35 селекционных центров, в том числе и мы. У нас мощные соседи – Краснодарский научный центр, Зерноградский, Ростовский, мощные конкуренты, лучшие в стране. Нам с ними приходится соревноваться, что и неплохо, с одной стороны. Мы присматриваемся к ним, делимся с ними опытом.

 

- Насколько тесно производится координация усилий с коллегами – руководителями аналогичных центров, смежных учреждений, хозяйств на территории СКФО? Делитесь ли опытом, секретами, технологиями?

- Представьте себе: у нас, в Ставропольском крае, чтобы посеять осенью озимый зерновой клин, необходимо примерно 400 тысяч тонн зерна. Наш Центр производит до 8 тысяч тонн. Величины несопоставимые. Дело в том, что задача селекционера – произвести оригинальные семена. А на созданной структуре базовых хозяйств, которых более 55, получают из оригинальных семян последующие репродукции. Таким образом выстраивается вся система семеноводства. Вот вам и взаимодействие в самом что ни на есть наглядном виде, сложившееся десятилетиями.

Мы же не просто научные лаборатории, которые где-то там тайно работают над тем, о чём никто не знает. Наши лаборатории – это делянки за окном, это наши поля. У нас нет никаких тайн! Всё выставлено на всеобщее обозрение. Ежегодно проводим «Дни поля Ставропольского края», ежегодно к нам приезжают до 400 сельхозтоваропроизводителей, которые смотрят технологии, смотрят наши сорта, хотят брать лучшее. Они приезжают не только к нам, но и в Краснодар, Ростов. И выбирают то, что им нужно, голосуя за лучшее рублём. На сегодняшний день это и есть мерило нашей работы.

 

- Над чем вы сегодня работаете в первую очередь? Какие направления сегодня являются для вас приоритетными?

- Это маркерная селекция. С прошлого года от министерства науки и общего образования мы получили неплохие гранты, где-то порядка 80 миллионов на три года. По этим грантам сейчас закупаем оборудование, позволяющее уже на более современном уровне вести нашу селекционную работу.

 

- А какие виды продукции? Те же кормовые сорта?

- Не только. В кормовые культуры входят также и зерновые, и бобовые сорта. Кроме растениеводства, мы занимаемся ещё и животноводством – у нас работает Всероссийский институт овцеводства и козоводства, куда вошли: Ставропольский институт животноводства и кормопроизводства, институт первичной обработки и заготовки шерсти, научно-исследовательская ветеринарная станция. Это всё сегодня наша «армия». Всё, что есть в Ставропольском крае в овцеводстве и скотоводстве – породы, их типы и генотипы, линии – это всё сделано нашими учёными.

 

- Валерий Владимирович, поговорим о будущем. Что будут выращивать лет через двадцать? Всё меняется или остаётся неизменным? Ждать ли новые тенденции, например, в растениеводстве, или хлеб останется «всему голова»?

- Я думаю так будет ещё очень долго. Хватит и на нашу жизнь, и на наших внуков. Традиционные источники белка и протеина, традиционные источники питания – они останутся. В Америке, скажем, преобладает кукуруза, а у нас пшеница. Это вопросы почвы, климата и технологий. И сама экономика определяет направления производства.

Если же говорить о животноводстве, то сегодня много ведётся разговоров об искусственном белке, о протеине. Уже дошли до насекомых… И действительно: наука сделала в этом плане серьёзные подвижки, связанные с кормлением и затратами на кормление сельхозживотных. Научились низкобелковые, низкопротеиновые рационы балансировать синтетическими аминокислотами, которые получают искусственно. Они значительно удешевляют продукцию и одновременно дают полноценный животный белок. Думаю, наука будет дальше идти по этому пути.

Если мы вспомним историю растениеводства 20-30-40 лет назад, когда 20 центнеров с гектара считались хорошим урожаем, то сегодня мы в рамках наших целых районов, а не просто отдельных хозяйств, наблюдаем продуктивность 60-70 центнеров с га. И это всё шаги, которые сделала наука – селекционная, технологическая наука, кормопроизводство, биотехнология. Сегодня всё это позволяет делать практические чудеса.

 

- Финальный вопрос. Весной этого года в Пятигорске прошло совещание, на котором министр экономического развития РФ Максим Решетников сказал следующее: Выражение «Кавказ накормит Россию» приобретает практический оттенок. Это не девиз, не некая миссия. Это задача, которую мы с вами каждый день практически решаем…». Конец цитаты. На Ваш взгляд, способен ли Кавказ накормить Россию?

Я просто назову цифры, а Вы сами поймёте, насколько мы способны это сделать. Если мы оттолкнёмся от 1991 года, от времени, когда у нас закончилась Советская власть и начался капитализм, то в этот момент доля Ставропольского края в общероссийском производстве по зерновым составляла 6%. Сегодня – 7,6%. По озимому ячменю было 22%, стало 30%. Можете судить сами.

У нас есть хорошие показатели. Если мы говорим о фактическом и рекомендуемом потреблении основных продуктов питания в Российской Федерации и Ставропольском крае (в расчёте на душу населения), то в 91-м мясо и мясопродукты жители Ставрополья потребляли 69 кг при норме 70-75 кг в год. А в 2020 году – 75 килограмм. Растительное масло: 8 кг в 91-м году при норме 10-12 кг. Сегодня 19 кг. Сахар песок: 24-28 кг норма. В 91-м потребляли 38, сейчас – 45. Овощи и бахчевые: при медицинской норме 120-140 кг в год, край производил в 91-м 86 кг на душу населения, сейчас – 134…

Я так скажу: своих жителей мы накормим даже с избытком. И наш вклад в общероссийский объём производимого объёма сельхозпродукции весьма значителен. Более того, мы даже экспортируем за рубеж!

Важно ещё учитывать вот что. Северо-Кавказский федеральный округ – это 11,5 млн гектаров. Из этого объёма – 5 млн пашни, на весь Северный Кавказ. Из них 4 млн га находится в Ставропольском крае. У нас самые большие сельхозтоваропроизводители продуктов садоводства находятся в Кабардино-Балкарии, сейчас Карачаево-Черкесия подтягивается, Ингушетия. В Северной Осетии картофель, в Дагестане овощи, овцеводство, виноград и так далее. При такой земельной структуре обязательно должна быть специализация, которую определяют климат, почвы и рельеф. Это очень важно.

 

Фото предоставлено пресс-службой Северо-Кавказского федерального научного аграрного центра.