Валерия Поддаева
Автор

Императоры влюбленные в Кавказ

Отправиться на Кавказ, как их Великий дед Пётр не решались его славные внуки империи долго

Валерия Поддаева
Автор
10.08.2022

Уехать далеко из праздной столицы, где столько дел государевых, отважился первым Николай Павлович. После того, как всей душой к горным районам огромной страны проникся император, венценосные семьи взяли за правило — обязательно путешествовать на Кавказ... И, возможно, ссылать туда именно тех, кто о Кавказе мог красиво рассказать...

Шёл 1837 год. Николай I отправился в Чечню, где по рассказам генералов его охранявших — что, впрочем-то, зря, царя здесь встретили с кавказским гостеприимством, рассказывали, что государь принял на личный приём всех желающих, выслушал и, как бы сказали сейчас "учёл в своей работе наказы горцев". Следом за отцом, ещё будучи цесаревичем государства российского, на Кавказ прибывает Александр II. "Десант" высаживается точно в том месте, где Великий Пётр влюбился в южную крепость — в Дербенте. После он побывал во всех горских районах. Именно здесь он увидел настоящий кавказский характер, отвагу, верность и мужество. Взойдя на престол, Александр Николаевич ещё ни раз возвращался в "прекрасную и завораживающую горную Россию".


Александр II

В 1871 годах – уже после перевернувшей страну реформы (отмена крепостного права, прим.редакции) он направился узнать лично как дела на Кавказе. В высокогорной Чечне на тот момент колесных дорог не было. Но для того, чтоб государь и свита могли проехать была проложена дорога на Ботлих (из Терской области в Дагестанскую), что в дальнейшем улучшило экономическое положение местных жителей и вывело торговые связи Чечни с Дагестаном и Грузией на новый уровень. Чеченцы стали именовать эту дорогу «Царской», а у Керкетского перевала даже установили каменную пирамиду в память посещения императором Александром II Кавказа, проехавшего здесь в 1871 году. Монарх также посетил Петровск (сейчас - Махачкалу), Темир-Хан-Шуру (теперь — Буйнакск), последний приют Шамиля - аул Гуниб. Царь объехал всю Чеченскую равнину, заехал во Владикавказ. Во время путешествия великого государя сопровождал его знаменитый горский конвой, куда входили горцы из местных почетных фамилий. Император приехал на Кавказ не с пустыми руками: по его личному распоряжению монетный двор отчеканил в два приема 3300 медалей. В качестве награды он вручал их сопровождавшим его по Кавказу чинам почетного конвоя.

Вслед за венценосным отцом по Кавказу с семьёй проехал и следующий император Александр — III. Мария Фёдоровна с удовольствием покупала мальчикам (Николаю и Георгию) папахи и великим княжнам расшитые местными мастерицами платки и черевички. Известно также, что государь изрядно задержался на продовольственной ярмарке в Минеральных Водах, где торговали лучшими продуктами Северного Кавказа — отсюда во дворец уехали поклажи "диковинных" для столицы продуктов, включая знаменитый кавказский швейцарский сыр, который варил в станицах молочник Кирш.


Николай II

Помня счастливое путешествие из детства, сюда собирался и последний император Николай II. К его приезду особенно готовились на Водах. В рекордные сроки здесь появились главные достопримечательности, которые должны были поразить государя и государыню: для принятия целебных ванн им даже выписали царские купальни из каррарского мрамора, окрестили все здания в честь венценосной семьи и даже готовы были излечить измученного гемофилией маленького наследника — ессентукская грязелечебница единственная в России бальнеоздравница, названная в честь мальчика, которому так и не суждено было стать императором.

Последнее упоминание о российский царях на Северном Кавказе обнаружилось недавно и совершенно случайно: во время ремонта старой крыши дореволюционного особняка: последний служивый императору казак спрятал дорогие сердцу карточки с личными подписями великих княжен - Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии на чердаке той самой дачи на Водах, где ждали в гости венценосную семью.

фото РИА Новости