Валерия Поддаева
Автор

Выдающиеся художники Осетии. Махарбек Туганов

Раскопки известных археологов в Кобанском некрополе стали первой творческой базой, на которую опирался выдающийся осетин-этнограф, живописец и иллюстратор Махарбек Туганов

Валерия Поддаева
Автор
02.08.2022

Нартский эпос. Художник М. Туганов

Именно отчеты исторических открытий стали сюжетами его первых картин, вместе с разнообразием и красками нартского эпоса, глубоким осетинским фольклором.

Ученик великого художника тысячелетия Ильи Репина, Махарбек Сафарович рос в ученой семье, где его окружали исследователи, генералы, этнографы. А благодаря деду, военного царской армии, рос будущий художник еще и в доме-музее с огромной коллекцией старинного оружия. Он, как никто другой, имел возможность получить лучшее образование. Но судьба сложилась не так, как следовало дворянским корням. Не поступив в Петербургский Горный институт, юный Махарбек оказался в Академии художеств. Появившись там, он стал вторым уникально талантливым осетином в стенах этого учебного заведения после Коста Хетагурова.

Первая картина Туганова «Пир нартов» не вызвала восторга у преподавателей. Сложная по композиции работа с изображением танцующих нартов во время пиршества, передала «бурю» богатрыских плясок, мощь, силу и ловкость. Начинающий художник познакомил на своем полотне с удивительной традицией осетин танцевать на самом краю стола, не задев при этом ни одного прибора. При этом, у человека должен быть на голове полный сосуд, который при каждом движении норовил пролиться. На картине начала 1902 года камнерожденный Сослан показывает мастерство, одни при этом, в изумлении играют на инструментах, другие под лунным светом веселятся и пьют. После критики, начинающий художник на время отказался от фольклорной тематики и вскоре отправился в Мюнхен. Здесь его ждала школа Антона Ашбе. И сам Репин, и Чистяков, и Серов восхищались педагогическим мастерством Ашбе.

Нартский эпос. Художник М. Туганов

Побывав в мюнхенском «золотом веке» культуры и науки, Туганов вернулся на родину уже уверенным и готовым к своей педагогической деятельности. Так, появилась художественная студия во Владикавказе, где юным дарованиям помогали архитекторы и лучшие живописцы. Часть интересных работ Махарбека этого периода пропали в Вене с началом Первой мировой войны. К художественной деятельности, успешно присоединилась и публицистика. «Пробуждение казачества», «Искусство горцев в прошлом и настоящем», «Сыны Дагестана» итд полны исследовательских находок, отмечено своеобразие народного творчества.

Северо-Осетинский Национальный художественный музей тоже может гордиться тем, что связан с именем Махарбека Туганова. 76 экспонатов, среди которых документы, рисунки известных личностей, гравюры и литографии, стали бесценным фондом только открывшегося культурно-исторического центра.

Специалисты, которые исследовали работы осетинского художника разных лет отметили определенные циклы творчества, связанные с историческими эпохами и археологическими культурами. Орнаменты на полотнах Туганова в виде скрещенных треугольников, волн и меандр, отнесли в отдельную тему для более глубоких исследований. Образцы академического реализма – портрет Батырбека Туганова, импрессионализм портрета Адильгирея Шанаева, минимализм «старика Гаглоева» или модернизм «Народного суда» стали новыми образцами творческого наследия. А такие картины, как «Цоппай», «Посвящение коня покойнику» или «Примирение кровников» - лучшими историческими зарисовками векового фольклора.