Владимир Князев
Автор

Хамзат Бачиев: «В каждой работе должна оставаться частичка твоей души»

Эксклюзивное интервью для «Кавказ Сегодня»

Владимир Князев
Автор
26.07.2022

Хамзат Таибович Бачиев - кузнец-оружейник из Кабардино-Балкарской Республики. Его работы известны как в России, так и за рубежом. Он знает, как превратить кусок стали в произведение искусства. Он чувствует запах металла и способен раскрыть его тайны. Хамзат считает, что каждый должен заниматься своим делом, тем, что предписано ему судьбой, и тогда человек достигнет вершин своего мастерства.

- Профессия кузнеца, в наше время, достаточно редкая. А кузнеца-оружейника, так и вовсе, уникальная. Расскажите, почему вы выбрали именно эту профессию, и кто был вашим учителем?

- Это не просто выбор. Раньше говорили, что специалистами не рождаются, а становятся. На мой взгляд, это неправильное определение. Профессия человека определяется еще в утробе матери. Но, когда мы появляемся на свет, могут возникнуть определенные трудности, и человек, просто, не может себя найти. Бывает, что он уходит из этого мира, так и не поняв, кто он и для чего рожден. Но мне повезло. Я нашел свое место. Это призвание. Я с самого раннего детства любил металл. Это в моих генах, в крови, в душе. Поэтому, моим первым учителем стал отец. Он был мастер на все руки: и кузнец, и каменщик, и столяр. Все, что требовалось в доме от мужчины, он делал сам собственными руками. Я всегда был рядом с ним. Смотрел, как он работает, учился, помогал, как мог.

В 1979 году я устроился учеником в сувенирный цех. Там мы делали рога, пояса для танцоров. Я научился филиграни. Потом уже перешел к кузнечному делу. Работал дома. Кузню я тогда открыть не мог. Поэтому работал, как мог. Во дворе разжигал костер и пытался ковать. А в 1987 году, по телевизору я увидел великолепного мастера из Суздаля. Я бы сказал, это мастер от бога – Вячеслав Иванович Басов. Мне удалось к нему попасть только в 1991 году. Я пробыл у него четыре дня, и за это безмерно ему благодарен, горжусь тем, что был знаком с этим благороднейшим человеком. Мне есть с чем сравнивать. Я смотрел передачи по телевизору, всякие ролики в Интернете про ковку, в реальной жизни встречался со многими. Ни один кузнец, даже близко не может с ним сравниться. Смотришь, как он кует, греет металл, пользуется инструментом – просто приходишь в неописуемый восторг. Для меня он кузнечный бог. Великолепный мастер, человек души. Вячеслав Иванович показал мне, как варить многослойную сталь и работать с ней. Вернувшись домой, я построил себе кузницу, и по сей день в ней работаю. Что-то получается, что-то нет. Вообще, металл для меня – часть моей жизни, моего тела, моей души. Когда я стою у горна, для меня нет ничего лучше. Я отключаюсь от внешнего мира и полностью погружаюсь в свой, кузнечный.

- Ваши работы хорошо известны и ценятся даже за рубежом. Где вы берете идеи для ковки? Всегда ли получается то, что задумали?

- Прежде, чем что-то сделать, идея должна созреть. Это формируется неделями, месяцами. А вот когда в голове и сердце сформировалось – берешь, и начинаешь делать. Пока этого нет, лучше вообще за работу не браться. Не получится. В каждом изделии, если ты хочешь, чтобы оно приносило удовлетворение, должна оставаться частичка твоей души. Ну и, конечно, многое зависит от материала. Я стараюсь подбирать разные марки стали - высокоуглеродистую сталь, хромистую, хромоникелевую, те, которые подходят друг другу в сочетании. И из пяти марок я собираю многослойную сталь. Варю, кую, и получается определенный результат. Сказать, что лучшего нет – не могу. Это могут сказать только люди, которые будут пользоваться моими изделиями.

В большей степени, я делаю все по национальным мотивам – карачаево-балкарским. И в том, что мои работы популярны и расходятся по России и за рубеж, не моя заслуга. Это заслуга моего народа.

- Хамзат, вы куете оружие. А каждый кавказский мужчина – воин по крови, хоть в обычной жизни может быть музыкантом, учителем… Как, по-вашему, в случае необходимости, должен ли этот учитель, музыкант взять в руки оружие, чтобы защитить свою Родину, свою страну?

- Народ, у которого нет государственности, народом быть не может. Государство – это самое главное. То, что объединяет народы. Защита Отечества, это самое святое. Вы говорите, музыкант, учитель… Он не будет ни музыкантом, ни учителем, если у него не будет своего государства, Отечества, Родины. Защищать свой дом, свою страну должен каждый здравомыслящий человек. Государство всегда требует своей защиты, чтобы сохранить себя в настоящее время и для будущих поколений.

- Намерены ли вы передавать свои знания, опыт? Есть ли у вас ученики?

- Аллах наградил нас профессией не для того, чтобы мы забрали это с собой. Мы обязаны передавать свои умения из поколения в поколение. До нас ведь тоже жили люди и тоже передавали свои знания. Так почему мы не должны это делать? Это наш долг, испытание. Если мы это не сделаем, то с чем мы придем к создателю? Скажем, что его щедрый дар пропал зря, не принес пользы людям? Тогда для чего мне дана была эта профессия? Для себя? Нет. Это было дано, чтобы учить ремеслу других и развивать его. Кто знает, каких вершин смогут достичь те, кто сегодня, пока только с любопытством смотрит на твою работу. Мне очень нравится, когда молодые приходят ко мне, спрашивают, что, да как. Я показываю. Но это не значит, что все они станут мастерами кузнечного дела. Здесь нужно призвание. Правда, уже есть те, кто работает по кузнечному направлению. Не подумайте, что я хвастаюсь, просто факт, что 90 процентов молодых кузнецов на Северном Кавказе прошли через меня. Я им все показывал, рассказывал, занимался с ними, открывал секреты мастерства и ничего не скрывал. Если им требовались инструменты - отдавал. Для меня самое приятное, когда есть последователи. И я всегда стараюсь им во всем помочь. Ведь это значит, что мои знания не умрут вместе со мной.

- Есть ли у вас заветная мечта? Что бы вам хотелось сделать, что стало бы вершиной вашего искусства?

- Это одновременно, и очень хороший вопрос, и очень болезненный для меня. Я не знаю, смогу ли выполнить свою главную задумку или нет. Я бы хотел выковать полный реквизит карачаево-балкарского воина скифской эпохи. Если это у меня получится, значит я не зря прожил на этом свете. Сейчас и возраст, и здоровье дают о себе знать. Но цель такая есть.

Фото из личного архива Х. Бачиева