Валерия Поддаева
Автор

Шерстяных дел мастера: почетное ремесло горцев

Кавказскую бурку дарили Че Геваре и Фиделю Кастро. Знаменитые папахи, как у Хабиба, разлетелись по всему миру, а войлочные ковры по древней карачаевской технологии вошли в альбом «Изобразительное искусство России»

Валерия Поддаева
Автор
01.07.2022

Традиционная одежда горцев не остается без внимания любого туриста, приезжающего на Кавказ. Ведь почувствовать себя джигитом можно только надев на плечи бурку и примерив знаменитый головной убор – папаху. А знатоки обязательно возвращаются из путешествия с шерстяным «свитком» - даже маленький войлочный ковер высоко ценится «понимающими».

Бурки, папахи и ковры изготавливают, как и сто, и двести, и триста лет назад, в небольших семейных мастерских. Такую вы легко найдете на селе – шерсть и шкуры для выделки сушатся даже на заборе.  Чеченский мастер шапочных дел Беслан Вашаев уже 30 лет делает головные уборы на любой вкус: в его мастерской и папахи, и каракулевые шапки, и тюбетейки – они называются, кстати, «пиэс». Мастеру достаточно одного взгляда на гостя, чтобы с точностью до миллиметра определить размер любой модели.

Пошив – дело не быстрое, если начинать с самого начала. Шкуры вымачивают, просушивают, снова вымачивают, обрабатывая специально приготовленными натуральными растворами и когда уже нет ничего лишнего –со двора несут в мастерскую. Там по выкройкам и лекалам делают заготовку, сшивают, а потом растягивают – проверяя на прочность и не давая будущей шапке «сесть». Дальше мастер меняет профессию и становится настоящим парикмахером. Его задача на ближайшие несколько часов вычесать папаху специальным гребнем и сделать «укладку».

Папаха для горца не просто головной убор, защищающий от непогоды. Это честь. Считается, что если папаха не на голове джигита, то она на почетном месте, как правило, рядом с Кораном. Говорят, что лезгинский композитор Узейра Гаджибеков в театре брал два билета, даже когда приходил один: для себя и для своей папахи.  Бурку, правда, сдавал в гардероб.

О «доме на плечах», именно так называют бурку пастухи, первое упоминание появилось еще в 13 веке. К такому выводу пришли археологи, которые нашли бронзовые булавки для скрепления частей шерстяной накидки. У ношения бурки не было социальных ограничений: в ней появлялись полководцы и пастухи: одеяние и в пир, и в мир. Сейчас в России есть лишь одна фабрика по изготовлению бурок. Находится она в горной долине Дагестана, в селении Рахата. Название фабрика, конечно, звучит солидно, но на деле это большое домашнее ателье. И если изготовление папах – дело мужское, то бурки шьют, как правило, женщины. Овечью шерсть готовят примерно также, как и любой шапочных дел мастер. Шерсть для бурки необходимо сначала «сварить», а потом свалять.

Никаких секретов и высоких технологий здесь нет: только многовековой опыт, который передается из уст в уста. Необходимо сварить костный клей и побрызгать им бурку. Только после этого ритуала бурка становится настоящей крышей от дождя. В разных республиках Кавказа шерстяные «дома» славились по-своему. Кабардинские считались самыми легкими, карачаевские – самыми теплыми, ну а за самыми изящными «на выход» ехали к дагестанским мастерам.

Амин Узденов из Карачаево-Черкессии с недавнего времени стал популяризировать и возрождать другое шерстяное мастерство, которое в былые времена пользовалось славой. Художник делает ала кийиз, бичген кийиз и джыйгъыч кийиз. Конечно, столь сложные слова в его лавке не звучат. Здесь все проще: заверните мне ковер! Именно в валянии войлочных ковров Амин нашёл свое призвание. На изготовление одного экспоната у него уходит примерно год. Это только кажется, что просто выкладывай цветную шерсть узором по лекалу и все - на деле это кропотливый, долгий труд, который не терпит спешки. Идеальный ковёр должен получиться таким, чтоб из него невозможно было достать ни один волосок. Недавно одну из таких его работ оценили в полмиллиона. Мастер Узденов признается, что ему приятно, но - не продаст. Для дочки оставит, в честь которой, он изделие и назвал.

фото РИА Новости