Владимир Князев
Автор

Андзор Емкуж: «Мы хотим показывать то, что несет в себе не разрушительный, а созидательный характер»

Эксклюзивное интервью для «Кавказ Сегодня»

Владимир Князев
Автор
26.05.2022

Андзор Емкуж, режиссер, сценарист, продюсер, заслуженный деятель искусств Республики Адыгея

- Андзор, ваш фильм «Невиновен» вышел в прокат в 2019 году. Он не стал «проходным» и не забылся сразу после просмотра. Кинолента по-прежнему остается актуальной и востребованной у аудитории. При этом, судя по комментариям, немалую роль в популяризации «Невиновного» сыграли рекомендации просмотревших его зрителей. Чем вы можете объяснить такой интерес к картине?

- Мне кажется, что фильм, прежде всего, об общечеловеческих конфликтах, общечеловеческих проблемах, таких как любовь, ненависть, преданность, предательство. Эти темы вечны. Возможно поэтому фильм остается актуальным, даже спустя три года после премьеры. И мне хочется, чтобы его смотрели и через 30, 50 лет, потому что, по сути, этим фильмом мы хотели достучаться, рассказать зрителям, что неважно, к какой национальности ты принадлежишь. Главное, всегда оставаться человеком.

- Почему вы решили поднять такую сложную тему межнациональных отношений?

- Мы живем в многонациональном, многоконфессиональном мире. Мы живем в самой многонациональной стране. Мы живем в самом многонациональном регионе России. И где, если не на Кавказе родилась бы такая картина, такая тема? Мне бы хотелось, чтобы люди, от самых южных границ и до северных широт нашей необъятной страны, посмотрели этот фильм и задумались над тем, что неважно на каком языке ты разговариваешь и как молишься богу. Важны простые человеческие отношения, поступки, высказывания, действия, желания, намерения. Хотелось, чтобы о нашем Кавказе, о кавказцах (когда я говорю о кавказцах, я имею в виду все народы, проживающие здесь – русские, армяне, адыги, чеченцы, осетины, ингуши, дагестанцы) не думали предвзято. Они не лучше, не хуже других народов, населяющих великую Россию. Они – другие в силу своего происхождения, в силу климатических условий, в которых родились и живут. Кавказцы не будут такими, как сибиряки. Так же, как и сибиряки не будут такими, как кавказцы. То есть, среда обитания накладывает свой отпечаток на характер, менталитет того или иного народа. И мне хотелось рассказать зрителю, что есть такие люди, и они смотрят на мир под своим, определенным углом. И это не значит, что правильно или неправильно. Просто, попытайтесь взглянуть на них с их точки зрения. И, когда зрители посмотрят и задумаются, поставив себя на место героев фильма – Егора, Мурата, может тогда мы начнем понимать друг друга лучше. Самая главная задача этого фильма – объединить все народы нашей страны. Дать возможность лучше понять Северный Кавказ и людей, проживающих на этой земле, и тем, кто живет на Кавказе – понять, чем и как живут остальные народы России. Судя по обратной связи, после просмотра фильма, нам, в определенной степени, удалось этого достичь.

- Последнее время, кино на Северном Кавказе активно развивается. Уже есть немало кинолент местного производства, получивших признание, если не на мировом, то на российском и европейском уровнях точно. Как по-вашему, в чем успех этих фильмов? Или, перефразирую, что позволяет нашему начинающему, северокавказскому кинематографу стать в один ряд с ведущими кинофабриками?

- Кавказское кино может считаться кавказским, когда мы своими силами его делаем. Пишем сценарий, снимаем, монтируем без привлечения сил извне. То есть, когда к нам приезжает «Мосфильм», «Ленфильм», «Беларусьфильм» и снимают кино о Кавказе – это не кавказское кино. Это лента о Кавказе. Это продукт, который делают на местной локации. И, вы правильно сказали, сегодня в мире очень пристальное внимание, именно, к кавказскому кино в том смысле, что зритель хотел бы увидеть реальную картину, что называется из первоисточника, о том, что здесь происходит. Как живут малые народы, чем они живут. К сожалению, те некоторые «продукты», о которых я говорил, не всегда показывают нас, кавказцев, с лучшей стороны, пытаясь не только дискредитировать (это мое личное мнение) кавказские народы, но и нашу страну в целом. Поэтому, наша задача… Моя, лично, задача, как режиссера, художника, продюсера, директора «Кавказфильма» создавать такие фильмы, которые будут показывать все то хорошее, что у нас есть: объединяющее, развивающее, позитивное. При этом, мы не скрываем и негативные моменты. В любом обществе есть добро и зло. Мы это тоже показываем, но не «педалируем», не делаем на этом главный акцент. Мы не высасываем из пальца те вещи на потребу, которые послужили бы «пропуском» на тот или иной фестиваль, которые бы понравились тем же западным прокатчикам, только потому, что негатив о России нынче в цене. Мы хотим показывать то, что есть на самом деле – хорошее, что несет в себе не разрушительный, а созидательный настрой, характер.

- Вы именно этим руководствовались, когда формировали идею своего фильма «Невиновен»?

- Когда я начинал работу над этой лентой, находились люди, которые мне говорили, что тема себя изжила, такой тенденции уже нет. Но последние события в соседней стране показывают совершенно обратное. И вопросы, которые я поднял в фильме, к сожалению, до сих пор актуальны. И если мы будем закрываться от таких проявлений, как маленький ребенок закрывает глаза от страха, это не значит, что проблемы не существует, что она исчезла. Надо смотреть на реальность широко открытыми глазами. Надо пытаться, совместными усилиями, с этим бороться и решить вопрос. Национализм, религиозная нетерпимость, расизм в любом проявлении, у любого народа, где бы это ни было – это есть зло. Именно об этом я хотел сказать в своем фильме. Я люблю свой народ, я люблю свой Кавказ, я люблю свою страну… Но, в то же время, я должен отделять зерна от плевел. Если мы здесь, на Кавказе, в России не будем учить своих детей правильному отношению к жизни, то придут другие и заполнят эту пустоту своими нравами. В результате, дети перестанут нас понимать и, в лучшем случае, отвернутся от нас, а в худшем - выступят против. Если мы это сейчас упустим, то завтра уже будет поздно. Поэтому, наша задача воспитать таких детей, которые будут нашими и только нашими детьми, а не чужими. И одно из направлений – снимать и показывать фильмы о нормальных, человеческих взаимоотношениях. Мужчина-женщина – это нормально. Это – от бога. Уважение к старшим. Это, как дышать, на автоматизме, на рефлексе. Это нормально. Но когда нас пытаются убедить, что мальчик-мальчик или девочка-девочка, это хорошо, это прогрессивно или, когда настраивают ребенка на свободу личности до той степени, что он противостоит родителям – это нонсенс. Это ненормально. Преподносить строгость кавказского воспитания, как деспотизм и нарушение прав ребенка, это тоже ненормально. Это не наше. Это чуждое нам восприятие. Позвольте нам решать, как воспитывать и растить собственных детей. Наш фильм «Невиновен» и его продолжение, которое мы собираемся снимать, дает молодежи понимание, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина по своей природе. В то же время, фильм не несет назидательный характер. Он советует.         

- Отвлечемся от кинематографа, ведь по основному направлению, вы театральный режиссер, хоть и всю жизнь мечтали снимать кино. Расскажите о своей деятельности. В первую очередь, вы сторонник классических постановок или предпочитаете какие-то новации? Над чем вы сейчас работаете? Что уже можете предложить зрителю?

- Я – ученик русской классической театральной школы. Самой лучшей школы в мире. И горжусь этим. Поэтому, мое основное предпочтение, это классика. Но, в эпоху Интернета, в реалиях современного мира, который быстро (иногда, даже очень быстро) развивается, чтобы привлечь зрителя в театр, форма иногда преобладает над содержанием. Нужно найти ту «золотую середину», чтобы суметь разговаривать со зрителем на его языке, чтобы было понятно, а самое главное – интересно. Сегодня трудно удержать аудиторию на полтора часа в зале. Поэтому я работаю в классическом стиле с современным оттенком. Сейчас, я ставлю в Черкесске, в Драмтеатре пьесу по мотивам Александра Грина «Алые паруса». Я хочу показать молодежи, что нужно уметь мечтать, идти к своей цели. До этого, в Майкопе я поставил «Бромбергский процесс». Историческая пьеса о десяти кабардинских всадниках, в составе царской армии, в 1849 году подавляли в Пруссии венгерский мятеж. Можно даже провести параллели с сегодняшней ситуацией в мире. Всегда нас пытались разорвать. И всегда мы объединялись, и вместе противостояли злу извне, и всегда побеждали.

- В заключение, хотелось бы узнать ваше мнение: почему нужно и важно развивать кавказский кинематограф?

- Уверен на миллион процентов – нужно и важно. Потому что кино очень мощный инструмент, чтобы донести до людей ту или иную мысль, информацию. Мы, люди, которые работают в этой сфере, обязаны заниматься этим серьезно. Я призываю всех неравнодушных к будущему нашей страны, к будущему Кавказа обращаться в студию «Кавказфильм» или в Фонд «Кавказфильма» со своими отзывами и предложениями. Нам сегодня нужна как материальная, так и моральная поддержка. Мы должны получать обратную связь и понимать, что мы на правильном пути, мониторить настроения населения. Я уверен, кинематограф на Северном Кавказе необходим. У нас есть история, у нас есть, что показывать стране и миру. Мы обязаны это показывать. Конечно, мировое кино давно шагнуло вперед в техническом плане, и нам сложно за ним угнаться. Но кино, в первую очередь, это не компьютерная графика, это не трюки и техника. Кино – это душа, это история, это идея. А вот этого у нас более, чем достаточно. Поэтому, мы вполне способны стать на один уровень с мировым кинематографом.

фото из личного архива А. Емкужа. Фотографы: Алексей и Надежда Гусевы