Валерия Поддаева
Автор

Дагестанский Гоцатль: о золотых руках и серебряных кувшинах

Мастера дел ювелирных появились в Гоцатле, согласно легенде, во время далеких сражений

Валерия Поддаева
Автор
27.04.2022

источник: tic-rd.ru

Мастера дел ювелирных появились в Гоцатле, согласно легенде, во время далеких сражений. Сюда привели пленников, среди которых был искусный ювелир. Правда, признаваться в своем таланте он не спешил. И как бы воины не искали «золотые руки», попытки оказывались тщетными. Тогда ремесленника решили вычислить хитростью. По дороге, ведущей к укреплению, разбросали небольшие медные слитки. «Настоящего ювелира возмутит брошенный металл, и он никогда на него не наступит», – так было решено на совете. И успех операции не заставил себя долго ждать. Так безымянный Мастер стал основателем династии ремесленников в Гоцатле.

Сначала в высокогорном селе работали по меди. Изготавливали из нее популярные в быту товары и обрядовые изделия. Большим спросом котлы, подносы и десятилитровые кувшины. Последний – обязательный свадебный атрибут. Невеста заходила в дом жениха с полным кувшином родниковой воды. Параллельно стали развивать работы по серебру и совсем скоро Гоцатль стал настоящим центром ювелирной торговли, куда ехали скапать товары купцы со всего Аварского ханства.

источник: mahachkala.bezformata.com

Потомственные ювелиры испокон веков предпочитают узкую специализацию. Одни изготавливают кинжалы, лезвия для которых, кстати, изготавливают сами, другие рога-кубки, объем которых достигает нескольких литров, а на украшения уходит по полкило серебра, а третьи, пожалуй, самые востребованные, создают женские украшения. И они по сей день отправляются в разные уголки России, как ценные сувениры из Дагестана.

Сейчас селение Гоцатль напоминает закрытый город. Здесь уклад жизни не спешит за стремительной современностью. Тут даже «местными» зовется лишь третье поколение переехавшей сюда фамилии. Зато в селе происходит все сообща.  Вместе стоят дома, месте гуляют свадьбы, все вопросы решают на общем сходе. Поэтому совершенно точно можно сказать, что потомки первого Мастера ювелирных дел, однозначно сейчас сидит за станком, филигранно вычерчивая свой эксклюзивный узор.