Валерия Поддаева
Автор

О чем расскажут ингушские ковры

Ремесло, утратившее свою популярность в прошлом веке, возрождается вновь.

Валерия Поддаева
Автор
26.04.2022

Источник Риа новости

Обязательное приданное невесты, украшение дома и история народа в шифрах – все это об ингушском ковре. И несмотря на то, что текстильная промышленность шагнула далеко вперед, технологии не смогли вытеснить древние обычаи ковроделия.
Работа с первым в мире текстилем – им считается именно войлок, занятие исключительно женское. Издавна, этом весьма кропотливому, трудоемкому и красивому делу девочек учили с раннего детства. И, как правило, свой первый «экзаменационный» ковер мастерица забирала в новый дом – сразу после свадьбы. На создание приданного, порой у невесты уходило три года. Сначала шерсть необходимо было промыть, просушить и вычесать – это в ремесле было самым простым. Затем начинали долгий процесс валяния, разумеется, вручную.
Если из войлока вырезали орнамент, значит готовили особое изделие «истинг». Его никогда не клали на пол и не использовали в бытовых целях. Он украшал стены дома, был своеобразным языком общения и имел обрядовый смысл. Нередко такие ковры были летописью или легендой, которую мастерицы умело зашифровывали в символы. Если гонец вез в соседний аул истинг с симметричным орнаментом, то сулило это непременно счастье и благополучие. Несимметричный узор появлялся на коврах во время войн или стихийных бедствиях. Нередко знаки трактовались как послание с секретной информацией.
Существует легенда о том, как ковер спас молодую девушку из плена разбойников. Много веков назад из аула была похищена в рабство прекрасная девушка. Похитители день и ночь заставляли работать свою пленницу, пока она не сказала им, что умеет делать войлочные ковры. За несколько месяцев она создала удивительную коллекцию ковров с орнаментом, которые разбойники тут же повезли на базар. Но на рынке братья пленницы узнали «почерк» сестры и разгадали загадку – где она спрятана. Они проследили за торговцами и спасли мастерицу.
Самым популярным узором ингушского ковра был, разумеется, родовой узор. В каждом доме он был символом уюта, который создавала женщина.

 Башня Согласия г.Магас . Источник http://pravitelstvori.ru

В середине прошлого века искусство ковроделия было практически утрачено. Культурному и историческому материальному наследию был нанесен существенный ущерб. Народу, возвращавшемуся из вынужденного переселения на родину– было не до искусств, восстанавливали быт. И лишь в новом столетии о связи веков через ковры заговорили вновь. Последовали большие научные исторические и культурологические исследования, записывались воспоминания старожилов. Мастерицы возрождали ремесло, к которому не притрагивались полвека и до мельчайших подробностей изучали детали.
Сейчас в Ингушетии несколько хранительниц наследия древних ингушей. Их работы настоящая связь с прошлым. Они победительницы всевозможных конкурсов, обладательницы грантов, их ковры в частных коллекциях и музеях мира. А самый большой ингушский ковер, «расстелен» у Башни Согласия в Магасе. Это большой национальный парк, где клумбы и дорожки образуют традиционный орнамент истинга.