Олег Пономарёв
Автор

Короткий путь от поля к потребителю

Ярмарки выходного дня делают сельхозпродукцию доступнее

Олег Пономарёв
Автор
26.04.2022

Фото: pyatigorsk.org

 

Как говорится, всё новое – это хорошо забытое старое. Многие представители старшего поколения на рубеже нового века с ностальгией вспоминали ярмарки советского времени, «на которых было всё» - и овощи с фруктами, и молоко с сыром, и петушки на палочках, и качели с каруселями… И вот уже с начала 2000-х сельхозярмарки стали непременными атрибутами выходных дней практически во всех городах России, в том числе на Северном Кавказе. В ностальгических воспоминаниях осталась только лирика, поскольку материальные потребности удовлетворяются сполна. 

Как показывает практика, организация продовольственных ярмарок в регионах СКФО призвана выгодна не только потребителям, но и производителям: минуя издержки логистики, маркетинга, расходов на аренду торговых мест, хранение и т.д., товары оказываются у покупателя в самый короткий срок - сразу с полей и ферм. Это даёт снижение цены, богатый выбор, экономию времени и другие возможности.

Масштаб проведения ярмарок в субъектах округа могут продемонстрировать цифры, например, по Ставрополью. В минувшем году в крае прошло свыше 14 тысяч ярмарок, на которых было продано более продали 17 тысяч тонн овощей, фруктов, бакалеи, молочных товаров. И это в год, когда ковидные ограничения были ещё существенными. По прогнозам, в текущем году показатели будут, как минимум, не меньшими. Не только овощи, фрукты, колбасы, «молочка и кондитерка», но и богатый ассортимент муки, круп, макаронных изделий, напитки, рыбной продукции, яиц, растительных масел, мёда и других товаров – всё это продаётся по ценам на до 20% ниже среднерыночных. Еженедельно ярмарки посещают до 150 тысяч жителей Ставрополья.

Сопоставимые данные можно провести по любому субъекту СКФО. Так, в Дагестане глава Сергей Меликов на днях, в рамках заседания оперативного штаба по развитию экономики региона, отметил важность этой формы торговли, которая не только даёт возможность горожанам приобретать свежий товар по доступной цене, но и поддерживает предпринимателей, минуя «перекупщиков»:

«Это позволяет людям трудиться и зарабатывать. Возможность участвовать в торговле получают производители, которые по тем или иным причинам не могут попасть на рынок»

Интересно, что ярмарки позволяют людям приобрести не только продукты, но и сопутствующие товары – для дома, для семьи, для настроения. Это и хозяйственные мелочи, и сувениры, и многое другое. Зачастую также подобные ярмарки не только решают сугубо торговые задачи, но и позволяют укреплять связи между регионами. «Перекрёстная» торговля часто и широко практикуется в Ингушетии и Северной Осетии – Алании. Так, 27 апреля текущего года в Магасе будет работать продовольственная ярмарка в рамках священного месяца Рамадан, где будет обязательно представлен ассортимент товаров как местных производителей, так и представителей соседних регионов, в том числе и ближайшего региона.

Точно так же продукция соседних регионов находит своих покупателей в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Например, на состоявшейся 16 апреля в Черкесске весенней сельскохозяйственной ярмарке, посвященной 100-летию КЧР, были представлены товары более 120 товаропроизводителей – как собственных, так и гостей. И вся она реализовалась по ценам ниже рыночных на 10-15%.

Интересное новшество в рамках «исламского маркета» всё чаще практикуется на ярмарках в Чеченской Республике, где развивается практика так называемого халяльного туризма. Гостям и жителям республики предлагается халяльная продукция, которую мусульманам не запрещает Коран. Это не только еда, но и косметика, предметы обихода и др. Таким образом, возникает ещё один полезный ракурс развития подобных форм торговли – туристический.

Как видим, ярмарки – явление полезное, выгодное и перспективное. И в текущих условиях их актуальность будет расти. Учитывая данное обстоятельство, региональным и муниципальным властям предстоит продумать целый комплекс стимулирующих действий. Это и организация удобной логистики (как для покупателей, так и для продавцов), и безопасность, и санитарно-эпидемиологические требования, и многое другое. Как правило, всё это, в той или иной мере уже успешно осуществляется. Однако речь идёт именно о совершенствовании, пределов которого, как известно, не существует. Поэтому работы впереди ещё много. Но эта работа выгодна буквально всем.