Ирчи Казак

В середине ХХ века кумыкский фольклорист и драматург Алим-Паша Салаватов собрал уникальные биографические данные Казака и перезаписал некоторые песни

20.04.2022

Будущий придворный поэт и зачинатель кумыкской литературы рос в бедной крестьянской семье в Дагестане. Отец Татархан не мог дать должного образования сыну или приобщить его к науке, поэтому мальчик развивал свои природные способности. Народные песни, исполненные маленьким Ирчи, звучали абсолютно по-особенному. Прекрасный голос, исключительный слух, феноменальная память не оставляли сомнений – в селе Муслим-аул родился одаренный ребенок.

​Благодаря запоминанию народных текстов, Ирчи Казак сам разбирался в основах поэтической композиции. Кумыкский падишах не смог остаться равнодушным к таланту народного артиста Йирчи, как прозвали его люди. За мелодичность, проникновенность любовной лирики и образность, поэта пригласили служить при дворе. В течение нескольких лет Казак успешно справлялся с созданием стихов и песен, которые имели не только чувственные мотивы, но и философско-дидактические.​

источник: m-kala.ru

Тяжелая жизнь началась у дагестанского поэта после любовной драмы. Жестокой ссылке в Сибирь предшествовала роковая дружба с местным конюхом Атабаем. Именно его любовь к шамхальской рабыне сподвигла друзей на преступление. Они украли девушку, но были настигнуты. После избиения и суда, оба оказались в северных краях. Именно там у Ирчи рождались самые трагичные и скорбные строки, передающие всю мрачность жизни узника:

«…Для скованных одной единой цепью

Тесна дорога к воле и узка.

Готовы мы пролить и пот и кровь

Из-за свободы сладкого глотка…»

Впервые в дагестанской литературе встречается образ горца в изгнании, у которого привязанность к корням и родному дому была обострена многократно. В его строках описаны муки других ссыльных, чужие холодные края, тревоги за неопределенное будущее.

​Спустя три года в 1861 году ссыльному поэту удалось вернуться на родину. Но в своем ауле жить отныне ему запрещалось. Поселился Ирчи Казак в Хасавюртовском районе, в селе Ботаюрт. Тоска по родным местам не прошла, а чувство несправедливости продолжало гложить 30-летнего мужчину. Это не могло не отразиться на творчестве. Теперь его строки приобрели резкий характер, обличительность, порицание власти. Возможно, его новая риторика и стала роковым не только в творчестве, но и в жизни. Ночные голоса людей заставили поэта однажды выйти к незнакомцам из своего дома. Его убили. Хладнокровно и предательски.

фото: РИА Дагестан

​Поэт живет, пока жива память о нем. Творчество Ирчи прошло столетний рубеж. В середине двадцатого века кумыкский фольклорист и драматург Алим-Паша Салаватов собрал уникальные биографические данные Казака и перезаписал некоторые песни. Память о поэте и прозаике осталась не только в сборниках, но и на республиканских домах. Имя кумыкского героя носят улицы Кизилюрта, Хасавюрта, Каспийска, Дербента, Буйнакска, некоторых сел и поселков. А в Махачкале на пересечении одноименной улицы и Ярагского 31 октября 2008 года установлен памятник Ирчи в исполнении скульпторов Алигаджи Сайгидова и Заидхана Муртаева. Здесь символ кавказского характера и крепости духа запечатлен в классической позе мыслителя.