Валерия Поддаева
Автор

Сквозь века: как легенды Карачаево-Черкесии превратились в традиции

Подвиги и герои, верность и честь, любовь и дружба — сюжеты многих легенд ушли в народ и стали красивыми традициями, культурой. Загадочной и открытой для каждого одновременно

Валерия Поддаева
Автор
06.04.2022

Ханафи Хасанов. Фото предоставлено непосредственно Ханафи Хасановым

Взглянуть только на свадебную церемонию – словно в театр попадаешь. И на каждом бракосочетании вы, однозначно, услышите "Орайда-райда". Легенда рассказывает об Орайде -  девушке из аула Учкулан. Она обладала удивительной силой, храбрость и смелостью. Как-то отец вопреки всем правилам, отправил дочь на соревнования борцов. В Дууте со всего Карачая собирались самые сильные, отважные и бравые горцы. На других посмотреть и, конечно, себя показать.

Орайда облачилась в одежду брата и пошла на непобедимого чемпиона из Теберды. Девушка положила джигита на лопатки. А когда сняла шлем - все ахнули. Собрали совет старейшин и решили играть противникам свадьбу. Когда невеста покидала отчий дом, люди восторженно напевали вслед её имя — Орайда.

Песня звучала так красиво, что ее начали исполнять и на других свадьбах. И по сей день черкесские и карачаевские свадьбы не обходятся без легендарного “Орайда-райда”.

Молодой этнограф Ханафи Хасанов с гордостью напевает традиционную свадебную многовековую песню и продолжает рассказ о радостных традициях своего народа.

- У нас принято благодарить того, кто принес тебе хорошую весть. Не просто на словах, а памятный подарок подарить надо. У меня вот два месяца назад сын родился. Так первым, еще до меня, эту новость узнал мой отец – он старейший представитель рода. Так положено. Ему позвонила родственница моей жены, которая была с ней и обрадовала первым внуком. Конечно, отец ее отблагодарил за такие новости, - делится Ханафи Борисович.

Рисунок старинной люльки. Автор Д.Федоров. "Детская кроватка", внизу справа надпись "Дмитрий Федоров 1925 г.", вверху надпись "Детская кроватка. Аул Учкулан"

О традициях, связанных с рождением детей, Ханафи Хасанов может рассказывать бесконечно. У него в роду был колыбельных дел мастер, уважаемый и почитаемый человек. «Люлечник», именно так в переводе обозначается этот вид плотничьей профессии, изготавливал кроватки по старинной технологии – без единого гвоздя. Сейчас, конечно, такое мастерство не востребовано, но память о родственнике передается бережно из поколения в поколение.

- Меня история как-то сразу увлекла, мне было интересно. Слушал, запоминал, что-то записывал, искал еще информацию. Это же все про жизнь. Вот мне дед рассказывал, как в 90-е из Турции наши соотечественники приехали. Так каждый день им барана резали, угощали, праздники были, ни в чем не отказывали словом. Так вот гость в один из дней говорит: «Слушай, Магомед, почему эти люди так много нам времени уделяют, у них что, дел других нет?»

А это, пожалуй, самая известная традиция, которая имеет многовековую историю-  куначество. Если на пороге гость, значит с работы отпросятся, домашние дела отложат и предложат все самое лучшее. Кунак, переводится с тюркского, как «гость». Со временем это определение расширилось и приобрело значение названного брата, побратима.

О куначестве много писал Лермонтов, Куприн, ярко воплотил на экране Гайдай. Но первые упоминания о кунаках встречается, что удивительно, у итальянского путешественника, который отправился в туристический поход по Карачаево-Черкесии в 15 веке. Джорджио Интериано был покорен гостеприимным народом и его удивительной преданностью. Так что это не столько легенда, сколько подтвержденный исторический факт того, что братство у карачаевцев и черкесов – это не только кровное родство.

 Договорённость кунаков была всегда устной. “Документировалась” особым обрядом: кунаки выпивали молоко из одной чаши, на дне которой была либо серебряная, либо золотая монета (или перстень), в знак того, что никогда и ни при каких обстоятельствах “не заржавеет” их дружба. Поэтому если услышите в свой адрес от джигитов “брат” -  вы получили главный комплимент и уважение.

Практически все традиции и обычаи Карачаево-Черкесии родились из красивой легенды. Не зря же режиссер знаменитого советского фильма отправил главного героя собирать фольклор на Кавказ. Лучшего места увидеть легенду, попробовать или стать её частью, пожалуй, точно не найти.