Олег Пономарёв
Автор

Павел Семёнов: «В Русском мире все равны»

Эксклюзивное интервью для «Кавказ Сегодня» (часть вторая)

Олег Пономарёв
Автор
28.03.2022

Павел Семёнов – руководитель Липецкой областной молодежной общественной организации «Военно-исторический клуб «Копьё», руководитель и организатор ряда международных фестивалей исторической реконструкции. Один из них, «Русборг» - крупнейший ежегодный международный молодёжный фестиваль военно-исторической реконструкции на постсоветском пространстве.

 

- В прошлой беседе мы с Вами коснулись истории Тмутараканского княжества. Следующий этап масштабного российского освоения Юга, Кавказа случился только ближе к XVII веку (хотя и были факты сближения с адыгскими князьями в XV веке). Широко известно, что империя старалась не колонизировать, а именно осваивать эти территории – на равных правах вовлекая народы в так называемый «Русский мир». Как Вы оцениваете этот период истории? Насколько он важен и для самих русских, и для представителей других этносов?

- В чём состоит глобальное отличие нашей российской цивилизации от западноевропейской? Это опять же к вопросу культуры как таковой. Испокон веков русское государство принимало соседние народы как равные себе. Было признание, например, того же дворянства. Скажем, грузинского дворянства, над которым в XIX веке все смеялись, потому что там каждый был князь. А русская администрация того времени относилась к этому серьёзно. И признавала их князьями. Хотя по сути это было малоземельное дворянство, они не могли равняться с князьями, допустим, «материковой» Российской империи. Но их никто и не ставил в это положение – признавали без оговорок. А, к примеру, английские дворяне никогда не считали индийского раджу равным себе по статусу. Ни в коем случае! И точно так же немецкие колонисты в Западной Африке никогда местных вождей равными себе не считали. А прямо говоря, относились к местному населению чуть лучше, чем к животным.

В русском менталитете никогда такого не было. У нас любой человек, который живёт с нами рядом, с которым мы торгуем, воюем, браки заключаем и так далее – мы его воспринимаем как равного. Это, кроме других факторов - исторических, экономических, геополитических – является одной из причин расширения государства. Потому что служивому татарину, чтобы выдвинуться, было гораздо легче поступить на службу на Руси. Потому что он видел, что не является здесь каким-то отторгаемым элементом. Он приходил сюда, как правило – женился на русской, чтобы быстро выучить русский язык, поступал на службу, крестился, получал имя… При этом оставался абсолютно тем же татарином, каким и был. Как предок, например, писателя Аксакова. И абсолютно никто из сослуживцев – допустим, ярославских дворян каких-нибудь – не считал его чужим человеком, более низким по статусу. Относились как к равному.

Такого никогда, нигде, если не брать редкие исключения, ни в одной европейской армии не было.

   - Вне рамок обсуждения предпосылок и причин Кавказской войны: существует мнение, что её трагические страницы были связаны с яростным сопротивлением отдельных племён. А народы, принявшие российское подданство, напротив, получили развитие, просвещение и стабильность. Можно ли в подобном контексте рассуждать о том, что империя несла народам Кавказа объективное благо?

- На этот счёт есть обширная литература, надо обращаться к первоисточникам. Допустим, есть книга «Шестьдесят лет кавказской войны» генерала Ростислава Фадеева – это тот человек, который пленял Шамиля, член Генерального штаба, дядя Сергея Юльевича Витте, будущего премьер-министра Российской империи. Он лично вместе с князем Барятинским участвовал в этой операции и устанавливал мир на Северном Кавказе. Считаю, что его книгу нужно на Кавказе вообще в школах преподавать. Потому что там даются ответы буквально на все вопросы касаемо взаимодействия русского и кавказского населения.

Как вообще ставился вопрос в то время, и что привело к большой войне? К сожалению, сложилось исторически, что горские народы именно в организационном плане находились на другом уровне, нежели русское население. У них были родовые общины под руководством старейшин. Но проблема в том, что старейшины не всегда могли контролировать горскую молодёжь, которая совершала набеги. Понятно, что люди жили небогато, хотели как-то себя проявить. Самый простой способ – нападение на какие-то оседлые поселения. И не только русские, кстати. Это был постоянный «котёл» малой войны, когда все нападают на всех. И, к сожалению, тогдашние лидеры горских народов ничего с этим поделать не могли, потому что не обладали централизованной властью, чтобы это остановить. Но все военные операции на Кавказе начинались с попыток договориться и остановить набеги.

В отечественной историографии генерал Ермолов, который предпринимал достаточно жёсткие действия, оценивается неоднозначно. Существует мнение, что, если бы вместо этого применялись методы, которыми позже пользовался князь Барятинский (постройка дорог, обучение горской молодёжи, чтобы она поняла, что из себя представляет страна, какие там есть возможности и так далее), то это сразу бы начало приводить к решению многих проблем.

Когда пришли люди, которые стали относиться к горскому населению, как к равному – не успела закончиться Кавказская война, а уже приехал наследник царя и ездил по Кавказу в сопровождении местного конвоя. То есть, руководство страны полностью доверяло этим людям. Это говорит о том, что политика кооперации, признания горцев равными сразу дала результат. Когда на Кавказе все стали разговаривать как взрослые со взрослыми – всё понемногу стало меняться в лучшую сторону. Что и привело к обоюдному развитию, к мирному сосуществованию всех народов на Кавказе. Не только русских с горцами, а всех со всеми, условно говоря.

Российская империя, покорив горские сообщества, дала им возможность вести мирную жизнь. И все, которые согласились вести совместную экономику, существуют до сих пор – со своим языком, уникальной культурой, общественным укладом. Ни одно из них не было утрачено.

Да, конечно, кто-то из них мог бы продолжить сопротивление, продолжать какое-то полухищническое существование. Но очень недолго, даже если не учитывать российский фактор. Потому что всё равно какая-то сила на эти земли всё равно бы зашла – та же Турция. А учитывая, как поступали турки, например, с армянами… Комментарии излишни.

Есть и более ранние примеры – скажем, поход Тамерлана в Дагестан. Историки пишут, что он уничтожил там 100 народов. Устали рубить саблями, просто сбрасывали со скал, убивали без счёта…

Это ведь совершенно другая культурная парадигма. Для русского государства нехарактерно уничтожение народов, с которыми оно контактирует. Оно всегда старается включить каждый народ в свою орбиту. И для немногочисленных горских народов такая кооперация с русским народом позволила сохранить и свою идентичность, и свой язык, и свою культуру.

Всё это продолжилось в Советском Союзе, где прилагали большие усилия по сохранению национальных языков, созданию письменности на их основе. Да и где встретить в мире такой герб страны, на котором надписи дублировались бы на 15 языках?

 

- Ну да. В Британии - только на английском, во Франции – только на французском, а у бывших колоний на гербах так и вообще остались надписи только на языках прежних метрополий.

-  Именно так. И несмотря на смену идеологий – Российская империя, СССР, Российская Федерация – эта политика в нашей стране не изменилась. Национальный вопрос всегда решался в кооперации, с учётом национальной и культурной идентичности народов и очень бережным к ним отношением.

Эта полиэтничность российского государства идёт с X века. В принципе, именно она и является причиной устойчивости русской цивилизации. Русской в широком смысле - Русского мира, в котором все равны. Русским человеком, в широком смысле, может быть и чеченец, и еврей, и украинец, татарин, эвенк… кто угодно.

Ни для кого не закрыта дверь в русскую идентичность – для любого этноса и даже расы. Грубо говоря, если чернокожий человек приезжает к нам из Африки учиться, осваивает русский язык, относится с уважением к нашей культуре и традициям – никогда такого не будет, чтобы его не считали за человека. К нему будут всегда относиться как к равному.

На мой взгляд, именно на этом и держится Российское государство. И этой традиции уже 1000 лет.

 

На фото: Павел Семёнов; Фрагмент военно-исторической реконструкции.
Снимки предоставлены П. Семёновым.