Владимир Князев
Автор

Сергей Линец: судебный процесс по преступлениям фашистов в Ростовской области имеет широкую политическую подоплеку

На скамье подсудимых никого нет, но это еще одно напоминание нашим недругам, которые полагают, что итоги Второй мировой можно пересматривать

Владимир Князев
Автор
18.02.2022

Сергей Иванович Линец - профессор кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии Пятигорского государственного университета, доктор исторических наук

- Сергей Иванович, 10 февраля, в Ростове-на-Дону начался судебный процесс по преступлениям фашистов на территории Ростовской области. В чем суть этого процесса?

- Это процесс, который имеет яркую направленность, связанную с новым пониманием той обстановки в мире, которая сложилась в последние годы. Вызвано это, в том числе, пересмотром итогов Второй мировой войны Западными государствами, историками и, в большей степени, политиками, которые полагают, что ответственность за развязывание этой войны разделяют нацистская Германия и Советский Союз.

Конечно, такая точка зрения не может быть принята нашей отечественной историографией, нашей политикой. Президент России Владимир Путин, Государственная Дума приняли по этому поводу целый ряд законов, которые говорят о том, что пересмотр итогов Второй мировой войны – это путь в никуда.

В этой связи, мне представляется правильным организация этого судебного процесса, который инициирован в Ростовской области, в связи с наступательной позицией Российской Федерации. Нам предъявляют претензии Прибалтийские страны, Польша, другие страны Европы по поводу так называемой, советской оккупации. Требуют выплатить им компенсацию за этот период. Выдвигают другие, не совсем понятные даже с точки зрения здравого смысла, требования. Поэтому, необходимо напомнить всем тем, кто спекулирует на итогах Второй мировой войны, что не все еще вопросы, связанные с преступлениями гитлеровцев в годы войны на территории Советского Союза, в полной степени решены.

Я бы сказал, что этот процесс имеет широкую политическую подоплеку. Пусть он и проходит, как бы, заочно. На скамье подсудимых никого нет. Никакому преступнику не предъявляются обвинения. Но это еще одно напоминание тем нашим недругам, которые полагают, что итоги Второй мировой можно пересматривать бесконечно и крутить их, как флюгер. Тем более, что на Юге России, как известно, оккупация длилась достаточно долго. Только Битва за Кавказ продолжалась 442 дня. И в период оккупации гитлеровцы творили здесь свои преступления, многие из которых, к сожалению, пока еще остались без ответа, и виновники, может быть уже не живут, но преступления остались. Такие преступления против человечества не имеют срока давности. Это еще одно напоминание мировому сообществу, что геноцид со стороны гитлеровской Германии не может быть прощен. На мой взгляд. Такие процессы сейчас целесообразны, хотя бы в том плане, что нам еще раз придется вспомнить ход и итоги Второй мировой войны, и может с этой позиции подойти к этим итогам.

- В материалах дела упоминается понятие «План «Ост». Могли бы вы рассказать, что включал в себя этот план и как его собиралась гитлеровская Германия реализовывать на нашей территории?

- До нападения на Советский Союз, даже до разработки плана «Барбаросса» (декабрь 1940 года), гитлеровское военное и политическое руководство готовило планы по порабощению оккупированных территорий Восточной Европы. Основным объектом в этих планах были бескрайние территории Советского Союза и их природные богатства. Это и генеральный план «Ост», и, так называемая «зеленая папка Геринга», и экономический план «Ольденбург». Все эти и другие планы имели своей конечной целью истребление большей части славянского населения, по градации нацистов – «унтерменшей», «недочеловеков», а остальных либо уморить голодом в течение нескольких лет, либо сделать рабами немецких колонистов, которых Гитлер мечтал разместить на захваченных советских территориях, в количестве 10 млн человек. На каждого колониста рассчитывалось по два-три славянина, которые должны были их обслуживать. Второй главной целю для небогатой на природные ресурсы Германии был Советский Союз (главным образом Южные регионы). Здесь рассматривалось два аспекта: продовольственный – Украина, Кубань, Дон, Северный Кавказ и нефтяные запасы Майкопа, Грозного, Баку, потому что до войны, эти три месторождения давали 80% всей добычи нефти в Советском Союзе.

Ну а поскольку Германия планировала захват мирового господства, ей необходимы были эти огромные запасы продовольствия и минеральных ресурсов для дальнейшего соперничества с Великобританией и США. Поэтому, педантичные немцы скрупулезно готовили эти планы по выкачиванию всего того, что им было необходимо для продолжения войны после поражения Советского Союза.

- В начале нашей беседы вы упомянули понятие «геноцид». Оно было введено в российское уголовное право в 1996 году. Не связан ли еще и с этим пересмотр нацистских преступлений?

- У нас складывается такая казусная ситуация, что с одной стороны цивилизованный ХХ век, век космоса, век атома, с другой стороны, к сожалению, оказался богат на бесчеловечные эксперименты. Я имею в виду геноцид армянского населения турками в 1915 году и холокост гитлеровской Германии по отношению к евреям во время Второй мировой войны. Эти две ужасные акции, основанные на псевдонаучной, расовой теории Гитлера никак не могут быть вписаны в рамки цивилизованного общества. Понятие геноцид – более широкое, нежели холокост, который был направлен конкретно на уничтожение еврейской национальности. Геноцид присутствовал в разные годы и в разных странах. Геноцид, это поголовное уничтожение мирного населения вообще. Вот такие акции геноцида мы имели в годы Великой Отечественной войны на нашей территории. Мы знаем, что Советский Союз потерял в этой войне 26 млн 600 тысяч человек, и эта цифра не окончательная, из которых, более половины – мирное население. Когда человек с оружием приходит в мирное селение и начинает стрелять, сжигать всех людей без разбора, как это было в белорусской Хатыни и других местах, то это, уже по международным нормам, судебным, даже моральным считается актом геноцида. Таким преступлениям нет прощения и нет срока давности. И, когда в нашей стране поднимаются вопросы, связанные с историей Великой Отечественной войны и, в частности, с политикой геноцида, которую гитлеровские оккупанты проводили на советских территориях, то на мой взгляд, это правильное решение. Оно поможет нам и нашей молодежи еще раз понять, через какие испытания прошло наше старшее поколение. Параллельно, надо напомнить политикам на Западе о том, что их «исследования», их заявления, их точки зрения не учитывают того факта, что СССР понес колоссальные потери, наибольшие, чем любая страна-участница Второй мировой войны. Для сравнения, США и Великобритания, в совокупности, потеряли менее 800 тысяч человек. И мы не можем забыть того, что было в годы Второй мировой войны.

- Напрашивается вопрос: не является ли этот процесс зеркалом, отражением тех событий, которые сейчас происходят в мире?

- Такую параллель можно провести. У нас, историков, есть термин «параллельные истории». То есть перекличка времен, события, происходившие в разное время, но имеющие нечто общее. И инициирование этого вопроса ростовским прокурором – шаг в правильном направлении. Ведь никто же не думал, что после Первой мировой войны, которая тогда казалась катастрофой для человечества, последует еще более страшная Вторая мировая. Если в Первой мировой погибло 10 млн человек, то во Второй – не менее 50 млн. Где гарантия, что мы, предав забвению две эти кровавые войны, не позволим западным «ястребам» развязать Третью мировую? Такие попытки, вполне реальные, мы видим сейчас, на примере Украины. Поэтому, «перекличка времен» показывает, что к таким вопросам надо обязательно возвращаться. Мы всегда должны быть на высоте и не оправдываться, а переходить к наступательной политике. Этот процесс в Ростове-на-Дону, может быть первый кирпичик в той крепости, которую мы создадим для защиты своих интересов. Мы должны дать понять нашим западным «партнерам», что никогда не смиримся с теми обвинениями, которые они нам предъявляют. Память у нас хорошая, и мы способны постоять за себя.