Рокский (Рукский) тоннель – дорога жизни, связывающая Северную и Южную Осетию. Он проложен прямо в монолите Главного Кавказского Хребта на Рокском перевале.
Идея строительства тоннеля возникла больше столетия назад, до этого путь через горные перевалы был долгим, тяжелым и полным опасностей. Одним из инициаторов разработки проекта был выдающийся осетинский инженер, патриот и общественный деятель Рутен Гаглоев. Он первым подал идею проложить дорогу в горах, тем самым разгрузив существующие магистрали и сделав более доступными перевозки в регионе, а заодно сократив в разы сам путь.
Гаглоев не просто выдвинул идею, но и разработал проект автодороги. По нему длина тоннеля была 5.5 км, а начинаться он должен был ниже, на участке безопасном и защищенном от схода лавин.
Рокский тоннель. Источник: regnum.ru
В 1930 году в торжественной обстановке при участии Гаглоева был произведен первый взрыв у села Верхний Рук, который стал символичным началом строительства. Но планам Рутена Нестеровича не суждено было сбыться. Проект был заморожен.
Но идея не исчезла вместе с автором, и спустя много лет план Гаглоева воплотил Николай Нагаевский – главный инженер проекта. При проектировании перевальной автодороги он взял за основу первоначальные разработки, но внес туда свои корректировки, например, выбрал новое место для штольни и сократил длину тоннеля, тем самым сократив расходы.
Из-за нехватки денег и других проблем строительство Рокского тоннеля началось только в конце 1970-х годов. Параллельно шло строительство Траскавказской автомагистрали (Траскама).
Тоннель строился несколько лет и обошелся в 95 миллионов советских рублей. Для автомобилистов он открылся только в 1984 году, но по факту остаточные работы проводились до 1991 года. После распада СССР на выезде из него располагался пограничный переход между Россией и Грузией.
В 2010 году в Рокском тоннеле началась масштабная реконструкция. В нем увеличили размер штольни, организовали коммуникации, обустроили вентиляцию и припортальные площадки, провели отделочные работы. И в ноябре 2014 года по Рокскому тоннелю возобновилось движение транспорта.
Длина тоннеля – 3730 метров, для СССР это был абсолютный рекорд на момент строительства. Он проложен прямо в скальном массиве, для чего были проведены буровзрывные работы и задействованы самые передовые технологии строительства. Ширина проезжей части 7.5 метров, высота тоннеля 4.75 м.
Рокский тоннель расположен на 93-м километре Транскама на высоте свыше 2212 метров над уровнем моря. В 2017 году парламентарии Южной Осетии внесли предложение назвать тоннель в честь того, кому впервые пришла идея проложить его в неприступном массиве Главного Кавказского хребта – в честь Рутена Гаглоева. Тем самым названию придали официальный статус, поскольку в народе его давно называют «тоннелем Рутена».