Валерия Поддаева
Автор

Джигит, покоривший Арктику

В 1971 году, мечтавший летать Юрий Сергеевич Кучиев, вышел на капитанский мостик и отдал свой первый приказ. Это был борт первого в мире атомного ледокола - «Ленин».

Валерия Поддаева
Автор
25.10.2021

В крошечном ауле Тиб Северной Осетии до неба, кажется, можно дотронуться рукой. Но маленькому Юре хотело еще выше. Он мечтал парить над облаками - военным летчиком.

В 1938 Юрий Кучиев с отличием оканчивает школу и в полной боевой готовности отправляется в летное училище, где его ждет большое разочарование. Его не принимают. Роковым для абитуриента стала биография его отца. Сергей Кучиев был наркомом земледелия, который подвергся репрессиям. И даже его реабилитация не смогла стереть с юноши клеймо сына врага народа.

Юрий не впал в отчаяние. Он понимал, что нужно двигаться дальше. Не найдя в списках поступивших свою фамилию, он набрался храбрости и пошел на прием в Управление полярной авиации. Играл сразу по-крупному. Его цель был Герой Советского Союза Марк Шевелев.

- Знаешь, мой тебе совет - поезжай на Диксон матросом, поварись среди настоящих людей... Да и матери помощь будет, - выслушав паренька, посоветовал ему Шевелев.

Матрос Кучиев не раздумывал и 5 июня 1941 отправился в первый рейс на буксире «Василий Молохов». Дебютный мирный рейс закончился утром 22 числа. Началась война. И обучаться морской пехоте пришлось в боевых условиях и в сжатые сроки. Уже спустя три года, Кучиев был помощником капитана.

В 1971 году, мечтавший летать Юрий Сергеевич Кучиев, вышел на капитанский мостик и отдал свой первый приказ. Это был борт первого в мире атомного ледокола - «Ленин». Там же случилась легендарная встреча капитанов: космического и ледового. Юрий Гагарин был самым знаменитым гостем «Ленина» и, узнав мечту капитана, воскликнул: - Ну, зачем же в лётчики! У вас какой корабль, на нем такие чудеса можно вытворять!

Чудеса произошли позже. На Северном морском пути, где доколе была возможна только летняя навигация, появилась «Арктика». Когда на чертежах появился знаменитый ледокол, Кучиев курировал каждый этап: от проектировки до строительства. Он стал ее капитаном еще тогда, когда «Арктика» бороздила не льды Северного полюса, а проектные управления.

17 августа 1977-го, в 4:00 по Москве, Юрий Кучиев впервые в истории мореплавания пробился через суровые арктические льды. Арктика покорилась упертому кавказскому джигиту.

Он вернулся в арктические льды в 2005. Вернулся навсегда. Герой завещал опустить его прах на дно когда-то покоренного им Северного Полюса.