Древние курган, заброшенные могильники, разрушенные стены - этих слов достаточно пытливому туристу, чтобы понять: там точно интересно.
Хумаринское городище в Карачаево-Черкесии однозначно считается эпицентром рунических надписей, которые словно вызов прошлого манят решить многовековой ребус. Трезубец, свастика, сошка; буквы H, X, Y - что зашифровали здесь тысячу лет назад, до сих пор не удалось перевести. Специалисты отмечают, что символы нанесены охрой и сохранились потому что краску накладывали в заранее подготовленные шаблоны-надсечки
По живописной дороге мимо холмов, оврагов, долин пасутся стада. Пастухи охотно указывают, как проехать в городище, а если у путника есть время, еще и расскажут, что обязательно нужно увидеть на древних стенах. Напротив крепости есть небольшая гора. Если побродить по ней, внимательно присматриваясь, можно обнаружить большой камень, на который нанесен точный план-схема крепости.
Масштабы строительства и архитектурная подкованность мастеров в XIII веке развернулась не шуточная. «Заказчиком» укрепления выступил хазарский каганат. Стратегически важный оборонительный объект им требовался для контроля навигации по Великому шелковому пути. Инженеры приступили к строительству, использую все передовые наработки. В крепости были земляные укрепления, сооружена система двойной линии оборонительных укреплений из камня, ее усилили девятнадцатью башнями различной высоты, а укрепление зубчатых ворот делало их непробиваемыми. Площадь поселения археологи оценивают примерно в 2 гектаров.
Во время раскопок удалось обнаружить остатки уникального водопровода из керамических труб, которые вели к центральному колодцу. Также обнаружены грунтовые захоронения, курганные могильники и особое укрепление – цитадель.
Хазарская застава просуществовала четыре века. Здесь в 720 году хазары вместе с аланами дали отпор вторгнувшимся арабам. Однако, укрепление не выдержало натиска войск эмира Тимура Тамерлана в 1396 году, цель которого было не оставить камня на камне величественной крепости.
Благодаря тому, что Тамерлан не закончил начатое разрушение, историки и археологи получили уникальную исследовательскую возможность.