Игорь Стеблинов
Автор

Театр на Кавказе. Карачаево-Черкесская Республика и драматургия

Формирование национальных театров на территории республики началось на рубеже 19 и 20 столетий в виде любительских представлений, исполнения традиционных песен и танцев

Игорь Стеблинов
Автор
29.09.2021

Истоки театрального ремесла в Карачаево-Черкесии

Формирование национальных театров на территории республики началось на рубеже 19 и 20 столетий в виде любительских представлений, исполнения традиционных песен и танцев.

В 1920-е годы в КЧР появляется свой театр, открывший дорогу таким звездам сцены и драматургии, как Имаудин Гебенов, Абдул-Хамид Джанибеков, Татлустан Табулов.

В 1922 году в станице Баталпашинской открылся первый театр, хотя официальный статус он получил гораздо позже – в 1937 году. Инициатором создания был Николай Тягны-Рядно. В основу репертуара легли произведения русских литераторов.

Из национальных постановок можно отметить пьесу «Зули» Т. Табулова, представленную зрителям в 1927 году.

Параллельно в аулах и станицах открываются кружки самодеятельности, прививающие населению интерес к новому виду искусства.

Расцвет черкесского театра

В годы Великой Отечественной войны труппа временно перебралась в Георгиевск. Но сразу после освобождения региона от фашистов вернулась к работе.

В 1948 году учреждение объединяют с Георгиевским городским театром. В это время репертуар претерпевает изменения – на смену классическим постановкам приходит тема патриотизма, героики и, разумеется, пьесы на военную тематику.

Расцвет черкесского театра пришелся на 60-70-е годы прошлого века. В это время труппа пополняется выпускниками местных и столичных студий, обновляется репертуар.

На сцене «оживают» пьесы Ч. Айтматова, А. Островского, М. Горького, И. Штока, Ф. Шиллера.

В 1972 году в коллектив вливаются выпускники Тбилисского театрального института.

Внутри театра создают национальные труппы с постановками на родных языках. Если раньше спектакли шли, в основном, на русском языке, теперь со сцены зазвучал карачаевский и черкесский. А с классики акцент перемещается на произведения современных драматургов.

В этот период известность получают местные авторы: Б. Кубеков, М. Батчаев, Х. Байрамукова, Ш. Алиев, Б. Аппаев, Д. Мамчуева, А. Узденов и другие.

Вереницу спектаклей на родном языке открыла серия водевилей А. Чехова: «Кавалер», «Медведь» и «Юбилей» (режиссер А. Рубин).

В 1993 году национальные труппы выделились в отдельные театры республиканского значения, а Черкесский областной театр преобразован в Русский областной театр драмы.

В настоящее время в республике действует Русский театр драмы и комедии, Республиканский черкесский драмтеатр, а также абазинский, ногайский и несколько частных площадок.

Постановками руководят местные режиссеры и маститые виртуозы из Москвы, Санкт-Петербурга, а на афишах часто можно увидеть имена знаменитых актеров.