Владимир Легойда - российский церковный и общественный деятель, журналист, педагог, специалист в области культурологии, политологии и религиоведения, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата, врио руководителя пресс-службы патриарха Московского и всея Руси, кандидат политических наук, член Общественной палаты РФ, главный редактор журнала «Фома».
- Владимир Романович, в образовательных учреждениях начался новый учебный год. Давайте с этого и начнем разговор. Учительство и ученичество – библейская, апостольская тема. По сути, вечная. Насколько трансформировалась за века концепция передачи знаний от учителя ученику?
- Во всех древних культурах есть фигура учителя. Если брать философскую, научную традицию, которая для нашей культуры начинается в Древней Греции, то, конечно (вспомним Сократа), фигура учителя является центральной. Это относится к образовательной, философской системе, которая тогда сформировалась, и которую наследовала вся европейская культура, включая нашу. Пара «учитель - ученик» очень важна. Многое изменилось за прошедшие века и тысячелетия, но эта связка, как мне представляется, никуда не делась. Если куда-то исчезнет или начнет трансформироваться, как в 90-е годы, в пару «покупатель - продавец», то это разрушит все основы.
Недавно на самом высоком государственном уровне было сказано, что нельзя называть работу учителя услугой. И это очень важно. Потому что культура - пространство смыслов. А смыслы эти мы обозначаем словами. И если называем учителей продавцами услуг, если ученики превращаются в покупателей, то это переворачивает все с ног на голову. Это совсем другая система.
- Образование и воспитание – где баланс между этими задачами педагогической деятельности?
- Образование всегда представляет собой совокупность обучения и воспитания. Корректно говорить, что образование – это обучение плюс воспитание. Другое дело, что воспитание может быть очень разным. Современный человек и современный ребенок меньше поддаются прямому дидактическому обучению. Менторство сегодня скорее будет воспринято отрицательно. Хотя всё зависит от человека. Ну и от возраста, конечно.
Учитель воспитывает всем: своим внешним видом, манерой речи, той системой ценностей, которую он исповедует, и которая всегда видна. Он может не говорить о ней прямо, но она всегда понятна. Поэтому я глубоко убеждён: пара «учитель - ученик» – та драгоценность, которую мы должны хранить и ни в коем случае не превращать в «покупателя – продавца».
Когда мы говорим, что образование крайне важно, то нужно осознавать, что это не просто слова, это так и есть. Как мы обучим и воспитаем наших детей – так будем и жить. Нет ничего важнее образования для будущего страны. Ни ракеты не полетят, ни пшеница не вырастет… Люди не будут даже общаться друг с другом нормально, если не будут воспитанны и образованны.
- Образование и образованность - равные понятия?
- Нормальный человек получает образование всю жизнь. Можно закончить Оксфорд и выйти оттуда дураком, а из среднего вуза – весьма образованным. Вопрос в том, как ты проводишь время. Истина всех времен: образование, в первую очередь, это самообразование.
Во времена наших родителей было так: получаешь профессию и идешь по ней всю жизнь с перспективой роста из слесаря в начальника цеха или из медсестры в главврача. А сегодня для ребят, которые сидят за школьной партой или студенческой скамьей, их профессиональные зигзаги в течение жизни будут раза три-четыре меняться. И это нормально. Мейнстримом станет наиболее частое изменение профессиональной траектории. То есть, человек может три-четыре раза за жизнь фундаментально менять то, чем он занимается. Поэтому здесь вопрос образования выходит на первый план.
Проблема в том, как мне видится, что в современном образовании делается упор на инструментальных навыках и почти никогда - на широкую культуру, на общую образованность. А это очень важно, потому что пространство человеческого общения (профессиональное в том числе) находится внутри широкого культурного контекста. И человек, грубо говоря, читавший Данте или Достоевского, обладает большим конкурентным преимуществом перед тем, кто не читал. Линейно я не могу объяснить, как это ему поможет, но то что поможет – не сомневаюсь.
Толстые и сложные книги развивают эмоциональный интеллект. У человека образуются новые нейронные связи, и он получает способность принимать нестандартные решения.
- Сегодня в Пятигорске вы посетили музей «Россия - моя история». Знать историю своей страны – это тоже момент образованности.
- Я считаю, что такие парки, помимо мест, где люди узнают что-то новое, всегда должны становиться «местами силы», культурными центрами, где проходят встречи с самыми разными людьми. Они должны становиться по-хорошему модными местами. Как ещё можно привлечь молодежь? Молодые люди должны сами приходить сюда. И не только на выставку, а встречаться здесь, кататься на скейтах, роликах... Задача органов власти – создать условия, чтобы ребята сами сюда шли. Им должно быть здесь интересно.
- Духовно-нравственное воспитание молодёжи – один из важнейших вопросов государственной политики. Как его необходимо выстраивать?
- Восточная мудрость гласит: «сколько ни говори «халва» - во рту слаще не станет». Поэтому, даже если мы будем каждый день громко и пафосно произносить слова о необходимости духовно-нравственного воспитания молодежи, она от этого духовнее не станет.
Чего точно не надо делать – заигрывать с молодёжью, изображать «своего парня». Я, как преподаватель, могу иногда на лекции какое-то молодёжное словечко ввернуть. Но если полностью переходишь на этот язык, первые, кому это не нравится – сами студенты. Этим их не удивишь, так не станешь для них своим. Ты им интересен как другой, как иной.
Сейчас у нас акцент делается преимущественно на молодежи. Мне кажется, это не совсем правильно. У нас в стране живут люди разных возрастов, и все они должны быть вовлечены в работу. Почему это важно? Есть такой замечательный поэт Тимур Кибиров (кстати, осетин), который как-то сказал, что у нас перестал быть слышен голос стариков. Может быть, для Кавказа это и неактуально, но, в принципе, у нас вся культура направлена на то, чтобы в 60 лет выглядеть на 30. Не говорю о женщинах, но зачем мужчине в 60 выглядеть на 30? И речь идёт не о здоровье, а о внешнем виде.
Тимур говорит: конечно, я не молодой. Мне 65 лет. Но мне нравится быть стариком! Если у молодости есть задор, энергия, любознательность, то у старости – опыт и мудрость. И этот голос должен быть слышен. Одновременно с молодёжью должны говорить старики. А молодежи нужно их ещё и послушать.
Некоторые мои коллеги любят говорить в интервью: вот, мол, я не знаю, кто из нас кого больше учит – мы молодежь или они нас. Считаю, что такие люди просто ошиблись профессией. Если ты входишь в аудиторию и не понимаешь кто кого учит - иди и копай картошку. Может, это у тебя лучше получится.
Если ты преподаватель, то будь им. Ты должен открыть студентам новый мир, рассказать то, чего они не знают. Да, они могут задавать вопросы, в ответ могут показать что-то интересное. В этом и есть очарование преподавательской профессии. Но изображать из себя ученика, когда ты преподаватель – смешно. Это профнепригодность.
Да, я прочитал всего «Гарри Поттера» и посмотрел все фильмы, чтобы иметь какое-то представление об этой важной составляющей молодежной культуры. Но я же не говорю на занятиях со студентами только про Гарри Поттера? Я им говорю про фильм «Калина красная» Шукшина, которую мои первокурсники не видели. Он мне дорог. И я с ними говорю о том, что мне дорого. Это очень важно. Не надо подстраиваться, нужно быть собой.
- А как быть с патриотизмом? Тут ведь, как и с нравственным воспитанием: если усиленно призывать быть патриотом, то вряд ли получится желаемый результат.
- Я не очень доверяю статистике. Но те опросы, которые я видел, наглядно показывают, что одна из немногих тем, которые объединяют все нынешние поколения – тема Великой Отечественной войны. Поэтому нельзя категорично утверждать, что наша молодежь непатриотична. Но нельзя это превращать и в какую-то формальность, здесь не должно быть даже намека на фальшь. Нужно, по крайней мере - на уровне государства, тратить деньги на то, что действительно воспитывает нормальный патриотизм. Например, на фильмы, которые Игорь Угольников снимает: «Брестская крепость», «Батальон», «Подольские курсанты» и другие. И этого должно быть намного больше. А общее направление работы – делиться с ребятами тем, что нам самим дорого.
Очень важно понимать: когда мы критикуем молодежь - это самокритика. Если нам что-то в молодежи не нравится, а это будет присутствовать всегда, то всегда ответственность несем только мы. Они такие, потому что мы сами их такими сделали.
(продолжение следует)