Ислам Крымшамхалов. Источник: riakchr.ru
Ислам Крымшамхалов – писатель, просветитель, художник, прославивший карачаево-балкарский народ в веках. Он сделал невероятно много для развития литературной мысли и культуры Кавказа. И тем более несправедливо, что творчество и жизненный путь столь выдающегося деятеля почти не изучены и долгое время оставались в тени.
Начало пути
Ислам Пашаевич – потомственный князь, чей древний род был известен и почитаем на всем Кавказе, а прадед был верховным князем Карачая в момент его присоединения к Российской империи.
Именно благородная родословная сыграла с ним злую шутку, сделав практически невидимым для советских издательств – публиковать автора княжеских кровей рабоче-крестьянскому государству было не с руки. Поэтому произведения Крымшамхалова десятилетиями оставались без внимания читателей и вышли в широкую печать уже после его смерти, большинство было утеряно.
Крымшамхалов родился в ауле Карт-Джурт в 1864 году. Воспитывался в доме дяди – Исмаила Урусбиева – влиятельного общественного деятеля. Здесь мальчик получил прекрасное домашнее образование, в совершенстве знал русский и арабский языки.
Окончил Ставропольскую гимназию и поступил в конвой императора Александра Третьего. Здесь он пишет первые стихи, рассказы и очерки, и знакомится с художниками-передвижниками, в том числе с Николаем Ярошенко.
Картина "Горянка". Художник И. Крымшамхалов
Живопись Крымшамхалова
Под влиянием Ярошенко он пишет картины «Старик-карачаевец», «Мать и малыш» и другие. Крымшамхалов стал мастером пейзажного рисунка и увлеченно рисовал родную природу Кавказа. Его работы «Сосны», «Аманауз», «Черное озеро», «На верховьях Муху» были высоко оценены, но, к сожалению, большая часть до наших дней не сохранилась. Отдельные рисунки сохранились только в виде иллюстраций к книгам.
Литературно-просветительский путь
Многие годы жизни Ислам Крымшамхалов посвятил составлению карачаево-балкарской азбуки на основе латиницы. Однако увидеть ее в опубликованном виде не успел.
С литературным творчеством он связал себя еще в гимназии. Здесь он писал стихи, очерки и басни. Но всерьез увлекся писательством лишь по возвращении в родной Карачай.
Здесь он создал повесть «Там и здесь», написанную на контрасте богатства Петербурга и нищеты Кавказа. В свет она так и не вышла, текст до сих пор не найден.
Рассказ «Карачаевское горе» сохранился лишь благодаря тому, что был опубликован в местном журнале «Мусульманин». Некоторые исследователи считают его частью той самой утерянной повести.
Параллельно Крымшамхалов писал и общественно-публицистические статьи. В частности, в письме «К редакции журнала Мусульманин» автор обращается к своему народу для возрождения «тау адет» – кодекса горцев – и призывает убрать из него современные губительные веяния. Писатель призывал к возврату к вековым традициям и культуре, построенным на высокой морали и нравственности.
Крымшамхалов вел активную общественную деятельность. Исполнял обязанности старшины села Карт-Джурт. Долгое время был попечителем училища Теберды.
В 1892 году в Теберде он организует оздоровительный поселок, чтобы привлечь недоверчивых курортников, сам перебирается туда, не испугавшись отсутствия инфраструктуры. Благодаря ему, вскоре в поселке появились отдыхающие и он начал развиваться в качестве лечебного курорта.
Его стараниями во многих горных аулах были открыты начальные училища.
Не стало Ислама Крымшамхалова в 1910-1911 году. Даже точная дата смерти его неизвестна.
Незаслуженное забвение
В 20-е годы, пришедшие к власти большевики, уничтожили и запретили все, что было связано с аристократами. Попали в опалу и произведения Крымшамхалова – выходца из влиятельнейшего княжеского рода.
За советскую эпоху его произведения опубликовали лишь раз, да и то басню «Волк и кот». Авторству Крымшамхалова приписывают многие анонимные и псевдонародные басни.
В 1965 году в сборнике «Антология карачаевской поэзии» увидели свет несколько его стихотворений.