Андрей Шульгин
Автор

«Дикая дивизия». Кавказское братство на службе императорской армии

В «Дикой дивизии» не было панибратства, но было уважительное и братское отношение между народами. Настоящий дух межнационального согласия

Андрей Шульгин
Автор
24.08.2021

Дикая дивизия. Источник: topwar.ru

Одним из самых легендарных боевых подразделений времен Первой мировой войны была Кавказская туземная конная дивизия, она же - «Дикая дивизия». Это колоритное военное соединение, несмотря на краткосрочность своего существования, прочно вошло в историческую летопись России.

 После окончания Кавказской войны горцы были освобождены от воинской повинности. Но во время крупных военных кампаний, как Русско-Турецкая, Русско-Японская, Первой мировая, они шли воевать добровольцами. Для этого создавались временные полки и подразделения.

Царь обращался к горскому населению, как к верноподданным, с призывом встать на защиту Отечества. Причины добровольного участия в военных действиях различные. Во-первых, почет. Срабатывал кавказский, горский менталитет. Мужчина – всегда воин. Во-вторых, приличное жалование. Семьи тоже получали приличную компенсацию за каждого участника боевых действий.

Смотр Дикой дивизии. Источник: etokavkaz.ru

Приказ о формировании дивизии вышел 23 августа 1914 года. В сентябре все шесть полков были укомплектованы и вооружены: Кабардинский, Черкесский, Чеченский, Ингушский, Татарский и 2-й Дагестанский конный полк. С середины ноября началась переброска во Львов, и к концу года дивизия уже приняла участие в сражениях.

Существует несколько версий происхождения названия – «Дикая дивизия». Одна из них такова. После первого смотра, который провел брат российского императора, князь Михаил Романов, принявший командование Кавказской туземной конной дивизией, был удивлен разношерстностью бойцов, одетых не по уставу, в национальных одеждах, каждый в своей. Кроме того, чтобы показать командующему свою удаль и умение владеть оружием, горцы с гиканьем и свистом гарцевали на лошадях, искусно управлялись с саблями. Князь Михаил тогда поразился их лихости и с улыбкой сказал: «Что за дикая дивизия». Так, по этой версии, название и закрепилось.

К слову, своего командующего, генерал-майора и великого князя Михаила Александровича горцы очень уважали и готовы были пойти за ним на смерть.

Очень важной вехой на боевом пути Дикой дивизии стали сражения в Карпатах, Галиции и, конечно же, знаменитый Брусиловский прорыв.

«В первые же дни Брусиловского прорыва, в конце мая 1916 года, дивизия приняла участие в этих событиях. В частности, в знаменитом бою с немецкой «железной» пехотной дивизией, так называемая Кайзеровской дивизией, которая считалась наиболее боеспособной. По итогам боя противник потерял убитыми, согласно донесениям, 230 человек. 134 было взято в плен. Захвачено пять орудий. В то же время, большие потери были и среди бойцов Дикой дивизии, в частности в Ингушском полку - 19 человек убитыми, включая штаб-ротмистра Султанбека Бекборова и командира 4-й сотни, поручика Базоркина», - рассказывает Тимур Матиев, заведующий кафедрой истории ИнГУ.

В мае 1917 года, будущий главнокомандующий Русской армией Иван Корнилов очень высоко отозвался о боевых качествах Дикой дивизии. «Вы сохранили верность присяге, воинскую дисциплину и выучку, которой, к сожалению, уже не хватает другим частям и соединениям нашей армии».

 атака Дикой дивизии. Источник: aeslib.ru

«Внутренняя структура, атмосфера в дивизии, в корне отличалась от обычного воинского подразделения Российской императорской армии. Все обращения были на «ты», вне зависимости от должности и звания. Но не было панибратства, было уважительное, доверительно-братское отношение. Никто не старался переделать эту атмосферу, внушить соблюдать Устав. Горцы понимали, что должна быть какая-то субординация, подчинение вышестоящему начальнику. Командование с пониманием к этому относилось. Они видели хорошую боеспособность подразделения и закрывали глаза на все остальное», - говорит доктор исторических наук, основатель и редактор журнала «Ахульго» Хаджи-Мурад Доного.

Вокруг «Дикой дивизии» был некий ореол непобедимости, загадочности и непредсказуемости. Газеты тех времен часто описывали хроники сражений, подвиги бойцов. Кадровые офицеры регулярных частей императорской армии просились в Дикую дивизию. Немаловажный факт, что много известных, исторических личностей служили в этом подразделении в разных полках. Например, во 2-м Дагестанском служил сын Льва Толстого - Михаил. Немирович-Данченко воевал в одном строю с горцами. В Ингушском полку служил потомок Наполеона – Наполеон Ахилович Мюрат.

Дикая дивизия в бою. Источник: vestikavkaza.ru

Еще один сын Льва Толстого, Илья впервые увидел «Дикую дивизию» на смотре во Львове. Восхитился ими и написал очерк «Алые башлыки»: «Мимо нас проходили нарядные типичные всадники в красивых черкесках, в блестящем золотом и серебром оружии, в ярко-алых башлыках, на нервных, точеных лошадях, гибкие, смуглые, полные гордости и национального достоинства. Что ни лицо – то тип; что ни выражение – выражение свое, личное; что ни взгляд – мощь и отвага… Много лет тому назад эти люди упорно с нами воевали, а теперь они настолько слились с Россией, что сами добровольно пришли сюда для того, чтобы общими усилиями сломить упорство нашего, теперь уже общего, опасного и сильного врага».

Дикая дивизия. Источник: фотоархив парламентской библиотеки Грузии

Впоследствии, после революции, дивизия была расформирована и ее бойцы отправлены по домам, на Кавказ. Их дальнейшие судьбы сложились по-разному. Кто-то перешел на сторону красных и достиг больших успехов и высот в ратном деле, кто-то остался воевать за белых, потом эмигрировал за границу.

Дикая дивизия просуществовала всего три года. Но за это время, в ее рядах не было места для проявления малодушия и слабости. Это для горцев было недопустимо. Именно поэтому многие бойцы дивизии за годы Первой мировой войны стали полными Георгиевскими кавалерами. Георгиевские кресты вручались за личную храбрость, проявленную в бою. Только 60 конников Чеченского полка получили Георгиевские кресты за переправу через Днестр. Учитывая запрет на изображение людей в исламе, для мусульман был учрежден особый знак — в его центре вместо фигуры Святого Георгия красовался геральдический двуглавый орел.