Игорь Стеблинов
Автор

Культура и традиции ногайцев

Ногайцы или ногайские татары, в Европе больше известные как мангыты – это один из малых коренных народов России.

Игорь Стеблинов
Автор
28.06.2021

Последние кочевники Великой степи, крошечный народ, чья история тянется из глубины веков, народ, сохранивший традиционный уклад жизни, – все это о ногайцах.

Кто такие ногайцы

Ногайцы или ногайские татары, в Европе больше известные как мангыты – это один из малых коренных народов России. И слово «малый» здесь вовсе не преувеличение – современных ногайцев всего 100 тысяч человек.

Больше всего ногайцев живет на Северном Кавказе, где исконная культура древнего этноса переплелась с устоями горских народностей и традициями ислама.

Культура и традиции

Ногайцам одним из немногих удалось сохранить обычаи и традиции предков. Как и много столетий назад они отмечают те же праздники и проводят ритуалы, которые исполняли далекие предки времен Золотой Орды.

Не повлияло на обычаи этноса и принятие ислама – ногайцы являются правоверными мусульманами, но многие их ритуалы пришли из язычества.

Ритуалы в жизни ногайцев присутствуют с самого рождения. До 40 дня новорожденный ребенок, точнее его тело, считается «сырым». Чтобы оно стало «твердым», родители каждый день купают младенцев в соленой воде. А дедушки накануне заветной 40-дневной даты состригают малышам волосы.

К сороковому дню кроха должен успеть полежать в колыбели и быть одетым в рубашку, с пеленками к этому времени прощаются.

Рубашка вообще играет чуть ли не главную роль в жизни младенца, выступая и  амулетом, и защитником. Недаром шьют ее из нательной рубахи матери.

Есть у ногайцев и другой необычный ритуал. Чтобы ребенок вырос честным, добрым и со всех сторон положительным, ту самую рубашку снимают с  него и продевают через заранее проделанное отверстие в хлебе.

Дырявый хлеб вешают на веревку и надевают на шее собаки, после чего гоняют ее по улице. Люди верят, что вместе с хлебом из ребенка уходят все плохие качества и черты,

Нардуган

Один из главных праздников у многих народов. Нардуган – это день зимнего солнцестояния, когда световой день начинает прибывать.

Его отмечают 22 декабря, в этот день во всех домах готовили праздничные блюда. Начинался праздник рано утром с жертвоприношения. Мужчины должны были заколоть животное и принести его духам в благодарность за благополучие.

Затем начиналось пиршество, на котором обязаны присутствовать все члены семьи. Поев, жители сел выходили на улицу, встречались с соседями, устраивали игры, пляски и гулянья.

Новый год

Новый год ногайский народ отмечал и отмечает в марте. Весь день 20 марта женщины наводили порядок в доме и готовили, чтобы вечером собраться за праздничным столом и проводить старый год.

Согласно ногайским верованиям, каждый день мир рождается заново, но только раз в году происходит полное его обновление. Начало года считалось началом новой жизни и переходом на следующий ее этап. Поэтому празднество продолжалось утром 21 марта (Науруз-Байрам).

Обязательным элементом торжества является жертвоприношение. Поскольку Науруз – праздник мусульманский, то чаще всего жертвой выступает барашек.

После этого можно и самим отведать угощений. В Новый год люди ходят в гости, угощают соседей, обмениваются подарками и поздравляют друг друга.

Вызов дождя

Сохранился у ногайцев и еще один оригинальный обряд, берущий начало в языческие времена – это ритуал вызова дождя или Андир-шопай. Его и сегодня практикуют некоторые представители народа, живущие в степных районах.

Для начала из лопаты и прибитой к ней перекладины делают чучело. Наряжают его в вывернутое наизнанку женское платье, подвязывают платком и носят по улице от дома к дому, распевая ритуальную песню «Пусть дождь пойдет».

Важно пронести чучело через все дворы и закоулки села.

«Гостей» обливают водой, забрасывают зерном и одаривают хлебом, мясом и разными угощениями. Все подаренные продукты собираются вместе для общей ритуальной трапезы.

Обойдя все дворы, процессия собирается у колодца или другого источника воды, где под молитвы из Корана приносят в жертву ритуальное животное и просят Всевышнего послать дождь. Животное покупают заранее, скидываются всем аулом. Руководит обрядом мулла.

После жертвы все садятся за стол. Далее следуют очередные мольбы о дожде, после чего начинается неофициальная часть ритуала – жители обливают друг друга водой и бросают в воду деревянное чучело.