Последние кочевники Великой степи, крошечный народ, чья история тянется из глубины веков, народ, сохранивший традиционный уклад жизни, – все это о ногайцах.
Кто такие ногайцы
Ногайцы или ногайские татары, в Европе больше известные как мангыты – это один из малых коренных народов России. И слово «малый» здесь вовсе не преувеличение – современных ногайцев всего 100 тысяч человек.
Больше всего ногайцев живет на Северном Кавказе, где исконная культура древнего этноса переплелась с устоями горских народностей и традициями ислама.
Культура и традиции
Ногайцам одним из немногих удалось сохранить обычаи и традиции предков. Как и много столетий назад они отмечают те же праздники и проводят ритуалы, которые исполняли далекие предки времен Золотой Орды.
Не повлияло на обычаи этноса и принятие ислама – ногайцы являются правоверными мусульманами, но многие их ритуалы пришли из язычества.
Ритуалы в жизни ногайцев присутствуют с самого рождения. До 40 дня новорожденный ребенок, точнее его тело, считается «сырым». Чтобы оно стало «твердым», родители каждый день купают младенцев в соленой воде. А дедушки накануне заветной 40-дневной даты состригают малышам волосы.
К сороковому дню кроха должен успеть полежать в колыбели и быть одетым в рубашку, с пеленками к этому времени прощаются.
Рубашка вообще играет чуть ли не главную роль в жизни младенца, выступая и амулетом, и защитником. Недаром шьют ее из нательной рубахи матери.
Есть у ногайцев и другой необычный ритуал. Чтобы ребенок вырос честным, добрым и со всех сторон положительным, ту самую рубашку снимают с него и продевают через заранее проделанное отверстие в хлебе.
Дырявый хлеб вешают на веревку и надевают на шее собаки, после чего гоняют ее по улице. Люди верят, что вместе с хлебом из ребенка уходят все плохие качества и черты,
Нардуган
Один из главных праздников у многих народов. Нардуган – это день зимнего солнцестояния, когда световой день начинает прибывать.
Его отмечают 22 декабря, в этот день во всех домах готовили праздничные блюда. Начинался праздник рано утром с жертвоприношения. Мужчины должны были заколоть животное и принести его духам в благодарность за благополучие.
Затем начиналось пиршество, на котором обязаны присутствовать все члены семьи. Поев, жители сел выходили на улицу, встречались с соседями, устраивали игры, пляски и гулянья.
Новый год
Новый год ногайский народ отмечал и отмечает в марте. Весь день 20 марта женщины наводили порядок в доме и готовили, чтобы вечером собраться за праздничным столом и проводить старый год.
Согласно ногайским верованиям, каждый день мир рождается заново, но только раз в году происходит полное его обновление. Начало года считалось началом новой жизни и переходом на следующий ее этап. Поэтому празднество продолжалось утром 21 марта (Науруз-Байрам).
Обязательным элементом торжества является жертвоприношение. Поскольку Науруз – праздник мусульманский, то чаще всего жертвой выступает барашек.
После этого можно и самим отведать угощений. В Новый год люди ходят в гости, угощают соседей, обмениваются подарками и поздравляют друг друга.
Вызов дождя
Сохранился у ногайцев и еще один оригинальный обряд, берущий начало в языческие времена – это ритуал вызова дождя или Андир-шопай. Его и сегодня практикуют некоторые представители народа, живущие в степных районах.
Для начала из лопаты и прибитой к ней перекладины делают чучело. Наряжают его в вывернутое наизнанку женское платье, подвязывают платком и носят по улице от дома к дому, распевая ритуальную песню «Пусть дождь пойдет».
Важно пронести чучело через все дворы и закоулки села.
«Гостей» обливают водой, забрасывают зерном и одаривают хлебом, мясом и разными угощениями. Все подаренные продукты собираются вместе для общей ритуальной трапезы.
Обойдя все дворы, процессия собирается у колодца или другого источника воды, где под молитвы из Корана приносят в жертву ритуальное животное и просят Всевышнего послать дождь. Животное покупают заранее, скидываются всем аулом. Руководит обрядом мулла.
После жертвы все садятся за стол. Далее следуют очередные мольбы о дожде, после чего начинается неофициальная часть ритуала – жители обливают друг друга водой и бросают в воду деревянное чучело.