Сергей Литовченко
Автор

Cкифы на Северном Кавказе

До сих пор неизвестно, кем были скифы

Сергей Литовченко
Автор
01.06.2021

В VIII-VII вв. до н. э. древний народ киммерийцы, проживавшие в Закавказье и некоторых районах Малой Азии, были вытеснены на Ближний Восток скифами. Последние же пришли в Переднюю Азию из Южной Сибири после войны с массагетами. Именно это время и считается началом истории Скифии и появления скифов как народа. На протяжении почти тысячелетия скифы господствовали на большей части территории современной России и в Северном Причерноморье. Центр их государства находился в низовьях Днепра. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе.

До сих пор неизвестно, кем были скифы. Этим этнонимом различные исторические источники называли готов, авар, восточных славян, хазар, печенегов, аланов и другие народы. Древние греки звали скифами народы Руси. Русские летописи также считали жителей средневековой Руси продолжением Великой Скифии. Вопросом происхождения скифов и их историей в настоящее время занимаются археологи. Они изучают многочисленные курганы и оставшиеся в них артефакты. Одно известно точно - скифы были кочевым народом. Не раз совершали они походы из Северного Причерноморья на Ближний Восток. Основным маршрутом скифов, согласно Геродоту, стал Прикаспийский путь через Дербентский проход, однако использовались и другие дороги через перевалы. Так и появился этот неизученный и загадочный народ на Северном Кавказе.

Предполагается, что иерархия общества представлялась скифами как спираль. В центре находился вождь, а далее по мере убывания социального и военного статуса располагались другие члены племени. Именно в виде спирали скифы организовывали шатры на стойбищах, а также курганы. Яркий тому пример – могильник у Пятигорска, изученный в 1966 году. Внутри археологи обнаружили выложенную камнями трехвитковую спираль, в которую были вписаны пять могил.

Петроглифы со спиралями обнаруживали в самых неожиданных местах. Так, в кладку стен жилых и боевых башен Ингушетии и Чечни были вставлены плиты с рельефами, на которых изображались спирали и свастики – символы вращающегося Солнца. Считается, что эти плиты происходили из разрушенных нахскими народами мавзолеев и святилищ и в дальнейшем использовались как подручный материал и украшения.

Кроме того, в горной Ингушетии близ сел Карт и Лейми были обнаружены древние постройки из валунов. Нетрудно догадаться, что выложены они были в форме спирали. Считается что это – также наследие скифов. А в Сержень-юртовском могильнике в Чечне были обнаружены множество наконечников стрел, топоров, кинжалов скифского типа.

Большое количество курганов обнаружили у села Комарово и станицы Терской в Северной Осетии, у города Майский в Кабардино-Балкарии и близ станицы Исправная Ставропольского края. В них были найдены типично кочевнические изделия: наборы наконечников стрел, элементы конской узды и украшений уздечки, корчаги и украшения, элементы погребального инвентаря, характерные для раннескифского периода. Кроме того, исследуются могильники Тлийский, Кливанский, Гастон Уота, Новогрозненский, Пседахский, Клин-Яр, Султангорский и многие другие, расположенные на всей территории Северного Кавказа. Осложняет работу археологов то, что элементы скифской культуры перемешаны с элементами культуры сарматов и прочих кочевых народов.

 Влияние скифов отмечается и на кобанскую культуру: к примеру, на Ставрополье у села Прогресс было обнаружено погребение среднего бронзового века, где подросток был похоронен по скифскому типу, а также наличествовали погребальные предметы, характерные скифами.

Еще один яркий пример ассимиляции скифской и кобанской культур – Татарское городище под Ставрополем. Оно считается остатком древнего северокавказского города. Его жители занимались сельским хозяйством, скотоводством, охотой и ремеслом. Активное мужское население сочетало мирные занятия с ратным делом, охраняя поселения или участвуя вместе со скифами в походах, в которых они достигали стен Ниневии и границ Египта.

Советский историк и археолог, специалист в области археологии Северного Кавказа и этногенеза кавказских народов Евгений Крупнов считал, что многочисленные курганы на Северном Кавказе были связаны не только с временным пребыванием скифов в этой местности, но и с частичным их оседанием в отдельных пунктах. Он полагал, что появление ираноязычных элементов положило начало языковой ассимиляции части древних племенных групп, а также нашло отражение в процессе этногенеза осетин, чеченцев и ингушей.

Скифы исчезли с карты мира в III-IV вв. н. э. У народа не было письменности, поэтому нам остается только довольствоваться свидетельствами античных авторов иных стран, а также результатами археологических раскопок и генетических исследований. Перед историками и археологами еще стоит множество работы – установление происхождения скифов и уровня их влияния на становление северокавказских народов и их культур это всего лишь толика основных задач.