В 18 веке правитель Малой Кабарды князь Кургоко Канчокин из рода Джиляхстановых вместе со своими воинами и приближенными принял православие и обосновался в местности Мездогу, что означает «глухой лес». Это стало началом образования уникальной кавказской народности – моздокских кабардинцев или «мэздогу адыгэ».
Исторический экскурс
Князь Канчокин, ставший после крещения Андреем Ивановым, переселился в урочище Мездогу и вместе с ним туда пришли крестившиеся осетины и кабардинцы. Сюда же стали стекаться беглые крестьяне из окрестных аулов – под защитой нового правителя они принимали крещение, меняли имена и таким образом скрывались от бывших хозяев, получая свободу.
Это явление не осталось незамеченным в Петербурге, и чтобы поощрить переход горцев в православие, решено было возвести там русскую крепость. В 1763 году начались работы по строительству крепости и организации поселения.
Строительству активно мешали «традиционные» кабардинцы, которые были против размещения русского укрепления на своей земле. Окончательно вопрос решился в 1774 году вместе с переходом Осетии в подданство Российской Империи, а вокруг крепости вырос город Моздок – вотчина моздокских кабардинцев.
Особенности моздокских кабардинцев
Как понятно из истории, к моздокскими кабардинцам причисляют разные горные народы – осетин, адыгов, черкесов, кабардинцев – поселившихся в окрестностях Моздока.
Внутри моздокских кабардинцев выделяют кабардинских казаков – это потомки тех, кто добровольно записался в казаки, чтобы избавиться от крепостного прошлого. Православных кабардинцев или чыристэн, не вошедших в казачье сословие. И кабардинцев-мусульман, отказавшихся принимать христианство.
Христиан и мусульман среди моздокских кабардинцев примерно поровну, среди них никогда не возникали межрелигиозные конфликты и жили они мирно веками. Но и межрелигиозных семей здесь не было – браки между представителями разных вероисповеданий были под запретом.
Помимо христианства и ислама среди жителей до сих пор сохраняются языческие традиции и верования. И православные, и мусульмане одинаково почитают языческих богов, отмечают многие праздники, исполняют ритуальные танцы.
А у христиан, не смотря на отказ от ислама, сохранились многие мусульманские названия и элементы культуры. Например, посещение храма они называют нэмэз – так называется молитва у мусульман. При рождении ребенка его часто называли мусульманским именем, а уже при крещении давали православное имя.
Уклад жизни и традиции
До сих пор у моздокских кабардинцев действует многовековой обычай взаимопомощи. Когда вместе празднуют свадьбы и другие праздники, помогают строить жилье, собирать урожай и хоронить умерших.
Общие правила жизни внутри общины прописаны в адыгэ хабзэ и столетиями передавались из поколения в поколение.
Бытовые привычки переселенцев не отличались от быта других народов Кавказа. У христиан в доме обязательно стояла икона, которую здесь называли «уэбраз».
Хутора строили по единому принципу – круглая форма селения с колодцем в центре. У каждого рода был свой холм «1уащхьэ» – здесь встречались мужчины рода для решения важных вопросов. Холмы создавали из глины, лепили курган достаточной высоты, чтобы с него было видно хутор и можно было издалека наблюдать за происходящим.
В наши дни моздокские кабардинцы компактно проживают в Курском районе Ставропольского края и в Моздокском районе Северной Осетии.
Многие обычаи народ хранит до сих пор, хотя их постепенно вытесняют современные нормы и уклад жизни.