Подвиг аула Бесленей

В память о подвиге простых жителей в Бесленее в 2010 году установили памятник: черкесская женщина обнимает приемного ребенка.

01.06.2021

Великая Отечественная война знала многих героев и далеко не все из них были на фронте. Не меньше выдающихся и самоотверженных людей осталось в тылу и внесло огромный вклад в защиту страны. Одними из таких героев были жители черкесского аула Бесленей.

Долгая дорога к жизни

1942 год. Ленинград в блокаде. Сотни тысяч горожан находятся под бомбежками, в условиях голода и тотальной безнадеги. Власти решают вывезти из осажденного города воспитанников детского дома по «ледовой дороге» Ладожского озера.

Фото:  жители аула Бесленей. Староста аула Мурзабек Охтов - по центру

Пункт назначения – Краснодарский край, где безопасно и пока спокойно.

Проблемы начались сразу – вместо недели путь растянулся на несколько месяцев. И почти каждый день промедления стоил кому-то из маленьких пассажиров жизни.

Страшный мороз, хрупкий лед, из-за которого целые грузовики с детьми уходили под воду, а затем холодные вагоны в товарном поезде и регулярное попадание под бомбежки и обстрелы.

В итоге до Краснодара добрались не все.

Обманутые надежды

А в это время на юге началось активное наступление нацистов. Для юных ленинградцев, среди которых было много евреев, захват города был равносилен смерти. Местные жители оказывались прятать детей, ведь укрывательство евреев жестоко каралось, в том числе смертью. Местные власти решают отправить детей в далекую Абхазию.

И снова несчастные двинулись в путь, получив лишь несколько повозок с лошадьми и запас еды на день. По дороге дети питались тем, что подавали жители сел, но через неделю многие оказались истощены до предела.

Кое-кого удалось оставить у местных, но большинство сельчан отказывало в помощи из страха перед фашистами.

Нежданное спасение

В августе 1942 года немцы вплотную подошли к аулу Бесленей в 40 километрах от Черкесска. Уже были слышны залпы орудий.

В это время к окраине села подошли четыре подводы с изможденными детьми. Всего их было около сотни: бледные, худые, с распухшими ногами и обреченно тихие.

«Они не были похожи на детей, больше напоминали немощных стариков», – вспоминали потом жители аула.

«У умирающих детей не хватало сил даже отогнать оводов и мух» – рассказывал председатель сельсовета Сагид Шовгенов.

Детей сопровождали воспитатели и мужчина – инвалид без одной руки. Они рассказали, что обоз направляется в Абхазию через Клухорский перевал.

«Боюсь, довезем не всех, многие помрут в дороге», – вздохнул однорукий.

«Зачем мучить детей дорогой? Почему не раздали по домам?», – спросил Сагид Шовгенов. В ответ мужчина показал в их сторону единственной рукой: «Посмотри, сколько тут евреев, кто их возьмет? Немцы за укрывательство евреев расстреливают».

Жители села думали недолго. 32 ребенка разобрали по семьям в считанные минуты. Забирали тех, кто был не в состоянии ехать дальше и тех, кто хотел остаться, многих пришлось уговаривать.

Вечером состоялось собрание. Прошли слухи, будто немцы прорвали фронт и скоро доберутся до Бесленея. Маленьких беглецов решили записать в сельскую книгу под черкесскими фамилиями и выдать за местных, чтобы спасти от расправы.

Так Володя Жданов стал Володей Цеевым, Витя Воронин – Рамазаном Адзиновым, Катя Иванова – Фатимой Охтовой.

Председатель колхоза Хусин Лахов раздал «приемным» семьям кукурузу, крупу, мед, чтобы было чем кормить больных детей.

Фото: памятник "Мать-черкешенка, прижимающая к себе мальчика из Ленинграда". Источник: СПБ Ведомости.

На волоске от смерти

Гитлеровцы все же прорвали фронт и в Теберде настигли обоз с детьми. Всех расстреляли. Но самое страшное – немцы точно знали, что часть ленинградцев укрылась в Бесленее, и принялись их искать.

Допрашивали жителей, угрожали и запугивали, сверяли записи в сельской книге и даже шли на хитрость – уговаривали сдать беглецов добровольно, утверждая, что те опасны и их нужно срочно изолировать. Но никто из сельчан не сдал ни одного ребенка.

В период оккупации скрывать происхождение приемышей помогал Мурзабек Охтов, ставший старостой аула. Он же как мог помогал их семьям с едой.

Благодаря ему, а также благодаря новым родителям, дети выжили. После войны их нашли родственники, а те, у кого родственников не нашлось, так и остались в ауле в новых семьях, ставших родными.

В память о подвиге простых жителей в Бесленее в 2010 году установили памятник: черкесская женщина обнимает приемного ребенка. Мемориал создан на народные деньги, которые собирали со всех уголков РФ, и посвящен межнациональной дружбе.