Сергей Литовченко
Автор

Тейпы – институт традиционного социального устройства нахских народов

В наши дни тейповая система оберегает национальную идентичность нахских народов

Сергей Литовченко
Автор
31.05.2021

Чеченская легенда рассказывает о том, что в давние времена в Нахше существовал бронзовый котел, на котором были выгравированы названия 20 основных тейпов региона. Он был символом дружбы, общности народа. Котел был такого размера, что в нем можно было запросто сварить целого быка. Те, кто не имели в нем общей доли, пытались внести разлад в отношения тейпов. Для этого они разбили и расплавили котел. Но это не смогло разрушить отношений между тейпами.

Тейпы – это очень старые родовые военно-экономические союзы, представленные у нахских народов. Доподлинно неизвестно, когда они появились. Тем не менее, ученые предполагают, что поводом для чеченцев и ингушей к сплочению стало нашествие Тамерлана на Северный Кавказ в XIV веке. Он бурей прошел по территории современных Чечни и Ингушетии и почти полностью уничтожил вайнахские общества. Именно тогда они начали объединяться в военные сообщества для защиты от неприятелей. Согласно второй гипотезе, тейпы более стары и начали формироваться еще в XIII веке после нашествия монголов. Со времен зарождения нахских народов и до настоящих времен эти союзы сохранили и преумножили свое значение.

К XIX веку в регионе существовало уже 135 тейпов. Тогда они были объединены в девять тукхумов – союзов, не имевших между собой кровного родства. Это были Аькхий, Маьлхий, Нохчмахкхой, ТIерлой, ЧIаьнтIий, ЧIеберлой, Шарой, Шуотой и Эрштхой. Управлялись тукхумы советами старейшин, в котором были представлены все тейпы союзов. Высшим государственным органом был так называемый Мехк кхел. В его состав входили уважаемые люди из всех тукхумов и отдельных тейпов.

 Сегодня количество тейпов несколько выросло. Они разделены на горные (около 100) и равнинные (около 70). Названия тейпов происходят либо от сферы деятельности родоначальника, либо от его места проживания. Так, тейп Шарой переводится как «ледник», а тейп Хой значит «стражники». Делятся тейпы на так называемые чистые и смешанные (формировавшиеся не только из чеченцев). Яркими примерами смешанных тейпов выступают Гуной, имевший родство с терскими казаками, и Дзумсой, в состав которого входили грузины.

Тейповая система сложна. Внутри они делятся на гары – ветви и некъи – фамилии. Еще ниже в иерархии находятся щин-нах – группы близкородственных семей и доьзал – сами семьи. У всех тейпов существует свод нравственных правил, называемый началами. Всего их 23. Из основных стоит отметить признание незыбленности обычаев для всех членов союза, регламентирование территории тейпа, описание права на общинное землевладелие, а также утверждение высокой роль совета старейшин в управлении тейпом и правил его формирования, введение обычая кровной мести, и т.д.

В наши дни тейповая система оберегает национальную идентичность нахских народов, а также выполняет высокую роль в нравственном воспитании подрастающих поколений.