Сергей Литовченко
Автор

Многоконфессиональный Северный Кавказ. Распространение религии на Кавказе

Верования народов Северного Кавказа прошли несколько стадий развития, претерпевая изменения и отображая их историю

Сергей Литовченко
Автор
21.04.2021

Северный Кавказ – уникальный регион России. Именно здесь представлены все основные религии страны, мирно сосуществующие на протяжении веков. Верования народов Северного Кавказа прошли несколько стадий развития, претерпевая изменения и отображая их историю.

В глубокой древности человек не отличал себя от природы. Была распространена вера в то, что все вокруг – живое. Так постепенно сложился пантеизм – религия, признающая существование безличного духа, сливающего бога и природу в одно целое. Многобожие, поклонение святым местам, вера в загробную жизнь, создание святилищ и капищ были основными чертами идеологии тех времен. На Кавказе у всех народов были распространены божества огня и воды, животных и растений, заповедных рощ и скал, грома и молний. Важное место в культуре занимал солярный культ.

В IV веке на Северный Кавказ начало проникать христианство. Византия предпринимала большие усилия для распространения религии для укрепления военного барьера вдоль своих границ. Греческое и византийское духовенства наносили визиты горцам, оказывая большое влияние на их духовное и культурное развитие. Доказательство тому – находки в курганах: посуда, оружие, предметы быта были привезены издалека.

Кроме того, некогда адыги имели письменность на основе греческого алфавита.

В V-VI веках, согласно сказаниям, было совершено крещение алан и зихов. На это указывает и наличие памятников церковной архитектуры Северного Кавказа. Тем не менее, вплоть до конца I тысячелетия нашей эры преобладающее большинство горных племен оставались преимущественно язычниками.

Христианство проникало не только со стороны Византии, но также и с территории Армении и Грузии. Так, в VII веке семь священнослужителей во главе с армянским проповедником Кардостом прибыли в страну гуннов и занимались не только уходом за находившимися там пленными христианами, но и окрестили и обучили много гуннов. А согласно грузинской летописи, VI-й и Вселенский собор (680 – 691 г.г.) включил адыгские земли в состав Мцхстинского (грузинского) патриархата.

В V–VI веках на Кавказ с татами пришел иудаизм. Он был поддержан политическим влиянием Хазарского каганата, где эта религия была государственной, но широкого распространения не получил.

В X–XII веках на Северном Кавказе начал распространяться ислам. Свидетельство тому – ряд найденных во всех регионах СКФО надгробных каменных плит с арабо-мусульманскими куфическими надписями. Первыми исламизации подверглись народы Дагестана, перенявшие от арабов мазхаб имама Шафии. Особую роль в укреплении ислама в регионе оказала Золотая Орда в XIV веке. Содействовали развитию религии и крепкие взаимоотношения абазин с кубанскими ногаями. Тем не менее, ислам закрепился в регионе не сразу. Местное население сопротивлялось введению мусульманского религиозно-феодального права-шариата, предпочитая жить по адату – своду традиционных обычаев.

Сосуществование религий привело к парадоксальному состоянию: западноевропейские путешественники, посещавшие Северный Кавказ не только в XVII, но даже и в XVIII веке, не могли понять, какую религию исповедуют народы этого края — языческую, христианскую или мусульманскую.

В начале XIX века большинство населения Северного Кавказа было обращено в ислам. В Дагестане и Чечне было распространено религиозно-политическое движение мюридизм. Особую роль в развитии идеологии оказал Шамиль, возглавивший движение и основавший Северо-Кавказский имамат.

Конец XX века был ознаменован активным развитием религии на Северном Кавказе. Развернулось строительство мечетей и церквей, стали открываться религиозные школы. На Северном Кавказе действуют исламские вузы, молодежь обучается в других исламских государствах.