Екатерина Агеева: «Северный Кавказ не является депрессивной территорией»

Для Кавказа на первом месте – узнаваемость в позитивном плане, здоровье и долгая жизнь. Так давайте это позиционировать

11.03.2021

Екатерина Александровна Агеева, кандидат политических наук, директор ЦДО Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС

- Екатерина Александровна, Северный Кавказ – неотъемлемая часть Российской Федерации, как и другие регионы. Но, в то же время, у него «особенная стать». Как быть равноправным членом сообщества и, при этом, сохранить собственную идентичность?

- Давайте начнем с базовых принципов. Существует несколько компонентов национальной идентичности, объединяющих нашу страну. Россия изначально формировалась как многонациональное государство. Поэтому культурный компонент включает в себя три ступени. Во-первых, осознание значимости культуры и традиций, истории своего народа. Во-вторых, понимание особенностей развития культуры своего народа в контексте динамики российской культуры и традиций. И, в-третьих, понимание роли и места российской культуры в мировой культуре.

Языковой компонент предполагает владение русским языком как государственным, как языком межнационального общения на территории Российской Федерации, при этом каждый представитель народов России сохраняет право на знание своего родного языка.

Политический компонент связан с пониманием основных политических тенденций, способностью выделить среди них позитивные и ключевые для укрепления России в мировом сообществе.

Социальный компонент предполагает знание и осознанное следование как законам, традициям, нормам и правилам социального поведения своего народа, так и соответствующим позициям, регламентирующим жизнь российского общества в целом.

Этно-конфессиональный компонент – это, в первую очередь, способность выстраивать конструктивный диалог в поликультурном пространстве российского социума. 

- Наша региональная идентичность может вступить в конфликт с российской гражданской идентичностью или она в нее органично вписывается?

- Я не очень люблю слово «самость». Оно недавно вошло в обиход. Но для нас это очень важно: самость, уникальность. Это то, что отличает нас от всех остальных. Действительно, если мы, для примера, берем Кавказ, то на первом месте – узнаваемость в позитивном плане, здоровье и долгая жизнь. Так давайте это позиционировать. Почему нет?

Хуже, когда кто-то разделяет кавказцев и россиян, Россия, но не Московия. Кто мы вместе, какой национальности? То есть, возможен конфликт идентичностей. Но его нельзя допускать. Если он уйдет вглубь, то мы потеряем и самость, и уникальность, и общность.

- Что мы можем добавить к нашей идентичности, помимо здоровья и долголетия?

- Если мы говорим про нашу, северо-кавказскую самость и уникальность, то у нас есть перспективные «НЕ». Северный Кавказ НЕ является депрессивной территорией. Население Северного Кавказа НЕ является поголовно бедным. Регион НЕ является застойным и архаичным. Население, соответственно, НЕ является социально пассивным. Это не оправдание. Это своеобразная точка отсчета для нас, для населения Северного Кавказа.

Есть формальное подтверждение нашей территориальной идентичности и принадлежности – паспорт, ИНН – некое цифровое выражение. И есть, безусловно, неформальное. Фактически, чтобы не совпадать, нужно бить на имидж территорий, наши исторические события, наше значение, смыслы, поведенческие модели, связи поколений. Нужно чувствовать сигнал. Не персонализируя, не оказывая какого-то давления.

- Что нужно делать, в частности, СМИ, чтобы не сводить свою идентичность на нет и, в то же время, не вступить в конфликт с общероссийским?

- Лучше сказать, чего не нужно делать. Не освещать события однобоко. Стараться критически подходить к разным сторонам вопроса. Не уходить в «бытовуху». Восхвалять власть, равно, как и ее проклинать – тоже нельзя. Опять-таки, постараться использовать критический поход. Не имитировать стилистику общения. Мы должны понимать, что ни в волонтерстве, ни в политике, ни в любых добрых делах единого «продуктового набора» нет. То есть, «прожиточный минимум» для медиасферы не подходит. Безусловно, чтобы разобраться в каких-то причинах, мы имеем право и сами проводить какие-то соцопросы. Только надо уметь их проводить. Можно использовать существующие результаты каких-то оценок. Сейчас мы наблюдаем передел информационного пространства. Мы уходим от телевидения, газет, радио и приходим в социальные сети. В связи с этим будет ожесточенная борьба.

Формирование образа, формирование идентичности, имиджа. Мы говорим о каком-то процессе. Мы говорим о каких-то изменениях между должным и сущим. Мы чувствуем эту проблему. Она присутствует и ее надо признать. Как действовать в этих изменениях? Либо заставить человека, себя и свою целевую аудиторию поменять условия, созидать действительность (главное, не скатиться в революцию), либо поместить человека в уже существующие условия и заставить его их принять. Понять это мы сможем только тогда, когда поймем человеческие настроения. Когда мы говорим про позитивный образ будущего, то надо понять: мы сами можем эти условия создать и потом действовать, улучшая эти условия, либо нас заставят принять эти условия.