Юрий Вершинин
Автор

Суламбек Осканов: Шаг в бессмертие

К годовщине подвига первого Героя Российской Федерации

Юрий Вершинин
Автор
05.02.2021

фото из открытых источников

У парня из кавказской глубинки, родившегося 8 января 1943 года в многодетной ингушской семье в селе Плиево, была одна большая и светлая мечта - летать. И этой мечте Суламбек Осканов посвятил всю жизнь. Сразу после окончания средней школы он поступил на учёбу в ремесленное училище в Грозном и сделал первый шаг навстречу заветной цели, записавшись в местный аэроклуб.  

С годами Суламбек не расстался со своим детским увлечением, а только укрепился в стремлении стать лётчиком. И стал им, в 1966 году с отличием окончив легендарное Качинское высшее военное авиационное училище. Получил звание лейтенанта, стал лётчиком-инструктором. Уже в 1969 году, в 26 лет, был назначен заместителем командира учебной авиационной эскадрильи.

Казалось бы, всё просто. Захотел, стремился, воплотил… Но за этим стоит огромное упорство и непомерный труд. Вроде бы избитые слова, а в них – стальная воля, стремление к цели вопреки любым обстоятельствам. Любым.

Военная карьера Осканова развивалась не то чтобы стремительно, но весьма успешно. После окончания в 1974 году Военно-политической академии имени Ленина он получает должность заместителя командира истребительно-авиационного полка Группы советских войск в Германии. Ему присваивается звание «Военный лётчик 1-го класса» и звание полковника.

Осканов смог стать настоящим асом высочайшего уровня, каких в стране немного. Он получил звание «лётчик-снайпер», которое всем имеющим отношение к профессии говорит о многом. Именно поэтому Суламбеку Сусаркуловичу, одному из первых в ВВС, было дано право освоить новейший истребитель 4-го поколения, МиГ-29. И Осканов освоил его в совершенстве.

Забегая вперёд, скажем, что один из воздушных бортов именно этой марки до сих пор носит его имя (но не только военный: один из современных пассажирских самолётов авиакомпании ЮТэйр – тоже). И на памятнике в аэропорту «Магас», который назван именем Суламбека Осканова, -  модель самолета МиГ-29, на котором выдающийся лётчик совершил последний полет.

С 1984 по 1986 год Осканов - заместитель командира истребительно-авиационного соединения Южной группы войск в Венгрии. В 1987 году назначен заместителем начальника Центра боевой подготовки и переучивания лётного состава ВВС СССР в Липецке. А 6 мая 1989 года Суламбеку Сусаркуловичу присвоено воинское звание «генерал-майор авиации». И в том же году Осканов назначен начальником Липецкого центра боевой подготовки.

Казалось бы – ну чего ещё желать в жизни? Стал к 46 годам генералом, освоил новейшую авиационную технику, приобрёл огромный авторитет в ВВС, интересную и ответственную работу… Но не таким был Осканов, чтобы успокаиваться на достигнутом. Он знал: всегда есть возможность для совершенствования. Цель – не конечная точка, а вектор движения.

В 1990 году Суламбек Сусаркулович защитил диссертацию кандидата военных наук и получил звание «Заслуженный специалист Вооруженных Сил СССР», а уже через год заочно окончил Военную академию Генерального штаба. При этом генерал-майор оставался действующим лётчиком. Он не расставался с небом, не расставался с воплощённой мечтой всей своей жизни.

Увы, трагическая случайность оборвала это жизненный полёт. 7 февраля 1992 года у самолёта МиГ-29, который в сложных метеорологических условиях пилотировал Суламбек Осканов, при выполнении тренировочного полёта произошёл отказ оборудования, в результате чего, в условиях плохой видимости, была потеряна пространственная ориентировка. Иными словами, самолёт стремительно приближался к земле и вывести его из пике было невозможно. Ситуация губительная для машины, но не фатальная для лётчика. В таких случаях пилот имеет возможность катапультироваться и выжить.

Однако, когда Осканов вывел боевую машину из густой облачности, он увидел перед собой населённый пункт: это была одна из деревень в Добринском районе Липецкой области. Катапультироваться в тот миг, чтобы неуправляемая махина обрушилась на дома с людьми? Он не мог так поступить. Потому что был не только лётчиком-асом, но и человеком с огромным сердцем, живой совестью, ответственностью за жизни других. Осканов до последней секунды, ценой неимоверных усилий осуществлял маневр, уводя боевую машину от жилья, от людей. Он смог это сделать. И шагнул в вечность.   

Похоронили Героя в родном селе Плиево, в Ингушетии. А уже через два месяца Указом Президента России от 11 апреля 1992 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга генерал-майору авиации Суламбеку Осканову было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Он стал первым в новой стране, кто получил это высшее почётное звание, Героем России №1. Первым среди лучших. Сам закон «Об установлении звания Героя Российской Федерации и учреждении знака особого отличия - медали «Золотая Звезда» был принят 20 марта 1992 года.

Именем Суламбека Осканова названы улицы, площади, школы, предприятия. Ему установлены памятники, в том числе в Липецкой области. Но самое главное – на этой земле есть люди, которые живут благодаря его подвигу. А значит жив и он: в благодарной памяти человеческой.

У лётчиков есть знаменитый профессиональный тост – за то, чтобы количество взлётов равнялось числу посадок. Иными словами, за жизнь. В тот день, 7 февраля 1992 года, Суламбек Осканов добровольно отказался от своей собственной жизни. И выбрал бессмертие.