Владимир Марков
Автор

Ингушская доблесть, Российский штандарт…

К годовщине формирования Ингушского дивизиона в связи с началом Русско-турецкой войны 1877–1878 годов

Владимир Марков
Автор
24.11.2020

Опыт привлечения представителей этносов Северного Кавказа к военным кампаниям Российской Империи в разное время и на различных зарубежных направлениях свидетельствует о высокой оценке командирами доблести, мужества и храбрости горцев. Чаще всего об этом опыте вспоминают в связи с формированием Кавказской туземной конной дивизии, или, как её чаще называли, «Дикой дивизии», сформированной в августе-сентябре 1914 года. Тогда же, кстати, в её составе, был создан четырёхсотенный конный полк из ингушей Назрановского округа, принявший активное участие в сражениях Первой мировой войны.

Однако достойны не меньшего (а то и более пристального) внимания события более раннего времени – такие, как участие ингушских джигитов в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Главной, но не единственной причиной вступления России в эту войну стало устранение перманентно существующей на протяжении трёх сотен лет лет военной угрозы со стороны Османской империи на южных границах нашей страны. К ликвидации данной угрозы были привлечены не только основные части русской армии, но и подразделения горцев самых разных национальностей.

 

Ровно 144 года назад, 25 ноября 1876 года, началось формирование Ингушского конного дивизиона в составе Терско-горского конно-иррегулярного (временного) полка. Ингушское формирование возглавил подполковник Бунухо (Бонухо Бейсарович) Базоркин, впоследствии дослужившийся до звания генерал-майора и ставший первым ингушским генералом в истории России. Ингушскими сотнями было доверено командовать подпоручику Ботако Ужахову и майору Банухо Долгиеву. Младшими офицерами дивизиона были назначены подпоручик Маги Наурузов, прапорщики Керим Богатырев, Дох Мальсагов, Артаган Мальсагов, ротмистр Николай Альдиев, поручик Генардуко Есенов, подпоручики Умар Сампиев и Гани Джемиев.

Каждому дивизиону, в том числе и Ингушскому, было дано разрешение выступать в боевом походе со своим почетным знаменем. Пурпурно-алое знамя было пожаловано ингушскому народу Высочайшим Императорским Указом «За Верность и Преданность России» в 1841 году при отражении нападения войск имама Шамиля на крепость Назрань. У каждой сотни, кроме того, имелся свой сотенный значок, который выполнял функции сотенного знамени. Местом сбора дивизиона стало село Базоркино.

После завершающего смотра сформированных частей Терско-Горского конно-иррегулярного полка во Владикавказе, Ингушский дивизион в его составе был направлен сначала в Румынию, а потом в Болгарию, чтобы соединиться с Рущукским (Восточным) отрядом наших войск. Что он и сделал 7 октября 1877 года близ села Брестовец. Позже подразделение было присоединено к 13-му армейскому корпусу. С первых чисел ноября 1877 года передовые отряды турецких войск начинают переходить к активным действиям. С этого момента и начался славный боевой путь ингушей на Русско-турецкой войне.

Забегая немного вперёд, отметим, что за героизм, проявленный в боях с турецкими войсками на территории Болгарии, по специальному указу Александра II от 17 апреля 1878 года, Ингушский дивизион, возглавляемый Бунухо Базоркиным, был награжден Георгиевским штандартом с соответствующей надписью: «За отличие в турецкую войну 1877 и 1878 годов». Кроме того, более 150 ингушских джигитов, проявивших личную храбрость в сражениях под Рущуком (ныне – Русе), Шумлой (ныне – Шумен) и Варной, были удостоены награждения Георгиевскими крестами и медалями, другими знаками отличия. В последующем многие из них были произведены в офицеры.

Кстати, как свидетельствуют исторические документы, почетными знаменами за это сражение были награждены и другие дивизионы Терско-горского военно-иррегулярного полка, в том числе Александропольский полк, где с самого начала его формирования служили 15 ингушей.

Награждения наиболее отличившихся представителей ингушского народа были осуществлены за многие эпизоды войны. Ряд источников, например, цитирует отзыв командира 13-го корпуса, генерал-адьютанта, князя А. М. Дондукова-Корсакова - о том, как воевали ингушские воины в сражении с турками за село Кацелево:

«Поведение ингушей и гусар в этой стычке с неприятельскою пехотою было выше похвалы, особенно ингушей. Они с беззаветною храбростью и настойчивостью бросались на неприятеля, осыпавшего их пулями… Ингуши, поддержанные 3-м эскадроном гусар, смело атаковали пехотные части в ложементах…»

Примечательно, что сам командующий Ингушским дивизионом Бунухо Базоркин за успехи в этом бою награждён орденом Святой Анны 2-й степени. Всего же за долгие годы беспорочной службы он был удостоен и других высоких наград: орденов Святого Владимира четвертой степени с бантом, Святой Анны третьей степени с мечами и бантом с надписью «За храбрость», Святой Анны четвёртой степени, Святого Станислава второй степени с мечами и третьей степени с мечами и бантом, Святого Владимира третьей степени. Он имел также крест за службу на Кавказе и многочисленные медали, в том числе золотую и серебряную - с надписью «За храбрость».

Легендарная личность Бунухо Базоркина заслуживает чуть более подробного рассказа. Благодаря своему таланту командира, верности и храбрости, он ранее был удостоен чести служить в Собственном Его Императорского Величества конвое - с 1861 по 1871 год. При этом почти семь лет (с 1864 по1871 гг.) командовал горским взводом лейб-гвардии Кавказского эскадрона.

Позже Базоркин руководил сотней Терской постоянной милиции, учреждённой в 1871 году. После Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, с 26 сентября 1888 года, состоял в распоряжении начальника Терской области по армейской кавалерии.

В отставку в чине генерал-майора Бунухо Базоркин вышел в 1904 году, последние два года жизни провёл на родине, в Ингушетии. Необходимо также отметить, что славному генералу была предоставлена честь присутствовать на коронации последнего российского императора Николая II - в качестве представителя от ингушей.

Талантливыми и одарёнными были и другие Базоркины, происходившие из рода Газдиевых и вышедшие из древнего аула Эгикал в горной Ингушетии. Старший брат Бунухо, Мочко Бейсарович, также являлся весьма заслуженным и высокопоставленным царским офицером. Он известен как основатель селения Мочкъий-Юрт, до 1944 года носившего наименование Базоркино, был награждён высокими российскими орденами.

Блестяще отметились на государственной службе и многие другие представители рода. А внук Бунухо, Идрис Муртузович Базоркин, стал выдающимся писателем, уже в советские времена создавшим эпическое литературное полотно «Из тьмы веков» - одно из наиболее значимых северокавказских произведений отечественной исторической прозы.

Но вернёмся к событиям Русско-турецкой войны почти полуторавековой давности. Яркое документальное свидетельство о том, как славно воевало ингушское подразделение, - приказ очередного командира 13-го армейского корпуса генерал-адъютанта К. Н. Манзея, изданный при прощании с Ингушским дивизионом. В нём содержится следующий отзыв о героях-горцах:

«...Господа офицеры, урядники и всадники Ингушского дивизиона! Вы можете с гордостью развернуть на Кавказе ваш Георгиевский штандарт и заявить своим землякам и соаульчанам, что военные товарищи, всего труднее отдающие другим предпочтение в храбрости, признали за вами это преимущество… Поздравляю Ингушевский дивизион и мужественного их полкового командира с этою завидною для всякого война репутациею и от лица войск XIII корпуса благодарю за бдительную аванпостную службу, охранявшую спокойствие стоявших сзади войск, и за беззаветную храбрость в бою, выручавшую не раз товарищей из опасности…»

Ещё одну высокую оценку дал ингушам назначенный к тому времени Императорским российским комиссаром в Болгарии генерал-адъютант А. М. Дондуков-Корсаков. В своем приказе, изданном 2 сентября 1878 года, было сказано следующее:

«…Ингушский дивизион, находясь большую часть прошлой компании под начальством моим как командира XIII корпуса, нес все время передовую службу в отрядах и во всех делах примерами самоотвержения, храбрости и всех военных доблестей приобрел в XIII корпусе заслуженную славу и уважение всех своих сослуживцев… С гордостью встретят вас по возвращении в аулы ваши старшины и родные ваши, как достойно исполнивших свой долг и доказавших всегдашнюю преданность ингушского народа Отечеству…»

Весь боевой путь ингушей в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов – череда успешных военных операций, ярких примеров личного мужества и верности своему солдатскому долгу. Об этом написан целый ряд научно-исторических работ, которые легко найти в сетевом пространстве и библиотечных фондах.

Но необходимо особо отметить следующее: этот путь был труден и жесток. За время боевых действий в данной войне Ингушский дивизион потерял почти четверть своего личного состава. Многие сложили головы на поле боя, другие умерли от ран и болезней, стали инвалидами… Вечная слава героям, отдавшим свои жизни, своё здоровье и силы во славу Отечества.

Напоследок следует ещё раз подчеркнуть важнейшее обстоятельство. Да, на Балканском театре военных действий в период Русско-турецкой кампании (как и в других важных событиях истории России) принимали участие от горцев далеко не только ингуши. Свою героическую лепту в победу над турками внесли представители и других национальностей Северного Кавказа - осетины, чеченцы, адыги, кумыки, карачаевцы, представители казачества и многие другие. Они заслужили своими подвигами не менее глубокого признания и неувядаемой славы. И благодарный рассказ о них обязательно появится на страницах нашего портала.

По итогам Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Османская империя потерпела разгромное поражение. Весомый вклад в общее дело – заслуга многих кавказских этносов, участвовавших в боевых действиях. Однако представляется, что сегодня, в связи с памятной датой начала формирования Ингушского дивизиона Терско-горского конно-иррегулярного полка, - уместный случай упомянуть о подвигах именно ингушских воинов, до конца исполнивших клятву верности и свой воинский долг в ходе противодействия османской экспансии на Балканах.

Это весьма значимая дата. Она очень важна для нас, ныне живущих. Ради справедливости. Чтобы помнили.