Олег Пономарев
Автор

В поисках иммунитета от радикализма

В Нальчике прошла Всероссийская конференция «Вопросы духовного воспитания молодежи через образовательные программы»

Олег Пономарев
Автор

В работе конференции приняли участие авторитетные религиозные и общественные деятели, представители органов государственной власти, общественных и образовательных организаций более 10 регионов России.

Чрезвычайную актуальность тематики конференции подчеркнул в своём выступлении заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей России Михаил Мишин, отметивший следующее:

 

- Вот уже полгода непрерывно мы фиксируем попытки расколоть наше общество по религиозному и национальному принципу, и основной упор делается на нашу молодежь. С другой стороны, у нас есть огромный духовный потенциал, оставленный нашими предками, и обращение к нему в вопросах воспитания молодежи как гарантия устойчивого иммунитета к радикализму

 

Развитие этой темы прозвучало в выступлениях многих участников конференции – как в очном, так и в онлайн-формате. Отмечено, что в настоящее время нормативной базой воспитания подрастающего поколения России являются стратегия национальной безопасности Российской Федерации и Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, которые определяют приоритетную задачу Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, разделяющих традиционные нравственные ценности, такие, как любовь к Отечеству, милосердие, трудолюбие, традиционная семья и другие, готовых к мирному созиданию и защите Родины.

 

В рамках работы конференции обстоятельно и предметно рассмотрены вопросы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества, в том числе научных и религиозных организаций.

Неформальный, содержательный диалог и обмен мнениями нашёл своё отражение в резолюции конференции, где был сформулирован ряд выводов для дальнейшей работы. 

Так, участники мероприятия отметили необходимость системного подхода в организации процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в образовательных учреждениях, основанного на взаимодействии органов государственной власти, религиозных и общественных организаций. При этом сделан акцент на целесообразности усиления работы по повышению квалификации религиозных деятелей по вопросам духовно-нравственного воспитания, формирования гражданской идентичности молодежи.

Система традиционных ценностей Российской Федерации, по мнению экспертов, должна найти более широкое применение в образовательных программах религиозных учебных заведений. И основанием воспитательной работы в образовательных организациях являются именно традиционные российские духовные ценности – такие, как любовь к Отечеству, милосердие, трудолюбие, традиционная семья и другие.

 

Рассматривая итоги прошедшей конференции, можно сделать основной вывод: программа действий сформулирована. Её концептуальная ценность бесспорна. Осталось главное: последовательная практическая реализация.

 

Шарафуддин Чочаев, ректор Северо-Кавказского исламского университета имени имама Абу Ханифы:

- К сожалению, из-за пандемии не все приглашённые на конференцию смогли приехать лично, но они участвовали в её работе в онлайн-режиме. Тем не менее, запланированные к рассмотрению вопросы были подняты и рассмотрены. Хочу также отметить хорошо подготовленные выступления докладчиков по отдельным темам.

Необходимо подчеркнуть тесное взаимодействие учебных заведений в этом направлении. Когда в 2007 году крупнейшими религиозными организациями был создан Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, в России началось укрупнение исламских вузов. В том числе и по Северному Кавказу – в Дагестане, Чечне, Кабардино-Балкарии. Соответственно, была оказана всесторонняя помощь – и в подготовке специалистов, и в организационных вопросах.

Чтобы работа проводилась более эффективно, исламские учебные учреждения были привязаны к государственным вузам. Если брать Северный Кавказ, то нас, например, привязали к Кубанскому государственному университету. Дагестанский исламский университет – к Ставропольскому техническому университету. А когда в Чечне открылся Российский исламский университет имени Кунта-Хаджи, то все наши три исламских вуза привязали к ПГЛУ, нынешнему Пятигорскому госуниверситету.

Мы вместе успешно работали более 10 лет. ПГУ – это первый государственный вуз России, в котором стартовала подготовка кадров по уникальному профилю «Государственно-конфессиональные отношения» по направлению «Теология». За прошедший период были подготовлены необходимые специалисты. И в этом году мы уже осуществляем обучение на базе своего университета. Кстати, это позволило провести нынешнюю конференцию уже в Нальчике, а не в Пятигорске, как в прошлом году.

Считаю, что воспитание молодёжи – это даже не региональная, а федеральная проблема. В основном духовное воспитание сейчас происходит лишь на семейном уровне. Светские вузы больше дают теоретические знания, но не духовно-нравственное воспитание. Не каждый хорошо образованный человек, к сожалению, может быть хорошо воспитан. Вопрос очень актуален. Нынешняя дискуссия – только начало большой работы. И этой работы, как говорится, - непочатый край.

 

Мурад Ибрагимов, заместитель директора Института государственно-конфессиональных отношений Пятигорского государственного университета, советник муфтия, председателя ДУМ Ставропольского края:

- Темы, которые обсуждались на конференции, весьма актуальны. Не раз отмечалось экспертами, и Президент России неоднократно подчёркивал важность духовной безопасности наших граждан, противодействия экстремизму и терроризму. Сегодня мы видим, что в стране реализуется много проектов по профилактике экстремизма и радикализма в молодёжной среде, в особенности – в образовательных организациях.

Очень важно, что сама конференция проходила в стенах Северо-Кавказского исламского университета имени имама Абу Ханифы. Мы видим, что этот вуз в настоящее время готовит образованных, воспитанных, современных религиозных деятелей, которые уже должны уходить от стереотипа «сельский имам». И сделано очень много в данном направлении. Сегодня мы уже не говорим о «сельском имаме». Мы говорим об имаме, хорошо представляющем себе реалии страны, в которой живёт.

Проблемы духовного воспитания молодёжи на Северном Кавказе безусловно существуют. Не было бы проблем – не было бы и необходимости и их обсуждать. По роду своей деятельности я часто выезжаю в субъекты СКФО и встречаюсь с молодёжью на разных уровнях. Обратная связь, отклик есть. И молодёжь очень остро реагирует на вопросы, связанные с религией, с её исповеданием, с реализацией чувств верующих.

Мы видим, что развитие информационных технологий оставляет заметный отпечаток в этой области. Потому что все процессы, связанные с Исламом – и за границей, и внутри России – в умах молодых людей, можно сказать, перемешались. И все эти вопросы требуют, в первую очередь, разграничения территорий, на которых они происходят. Потому что последние события, происходящие в Европе, например, связанные с убийством юношей учителя из-за карикатур, необходимо рассматривать в совокупности с культурными особенностями той страны, в которой всё это произошло. Потому что на территории России это всё было бы невозможно. Потому что все люди, проживающие в нашей стране, изначально знакомы с Исламом. Мусульмане в России не являются пришлыми, это часть российского культурного общества. И подобные провокационные действия у нас просто немыслимы.

Однако наша молодёжь порою начинает проецировать подобное поведение, мышление на российские реалии. Обратная связь с молодёжью в данном смысле бывает очень интересной. Когда мы им начинаем рассказывать им про духовное образование – у них возникает резонный вопрос: насколько соответствует уровень этого образования, полученного у нас и за границей? И сегодня мы можем с гордостью сказать: отечественные исламские учебные заведения, созданные для подготовки отечественных имамов-богословов – вузы высокого уровня.

Молодёжь беспокоится за своё будущее, и мы это тоже понимаем. Завтра они станут родителями, у них будут дети. Куда, в какую мечеть дети пойдут? Ходят ли сейчас они в мечеть? А что там за мечеть?

Сегодняшняя большая задача, на мой взгляд, для религиозных, общественных деятелей, специалистов, экспертов, которые занимаются религиозными вопросами, – открыть и раскрыть Ислам. Показать, что это неотъемлемая часть российского общества.

 

Хазраталий Дзасежев, муфтий, председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарской Республики:

- Я очень рад, что в столь непростое время на конференции собрались столь видные представители светского и религиозного образования.

Сегодня молодежь окружена огромным количеством позитивной и негативной информации, которая влияет на интеллект, формирование сознания, культуры, мировоззрения. Современное постиндустриальное общество порождает интеллектуально развитого и технически образованного человека, но духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры.

Такие последствия отчётливо проявляются в системе межличностного общения. Поэтому сегодня мы обращаемся к истокам, где ценности знания, познания и воспитания играли большую роль в жизни общества.