Софья Розенфельд
Автор

Памятники и память

Что стоит за призывами к уничтожению памятников?

Софья Розенфельд
Автор
13.07.2020

8 июля в г.Адлере в связи с нарушениями, допущенными еще на этапе установки, был демонтирован памятный монумент на месте расположения крепости «Святаго духа» (крепость была заложена в 1837 г.). Хотя памятник представлял собой скульптурное изображение исторически существовавшего военного сооружения, его установка вызвала бурную общественную дискуссию и заявления о спорном характере увековечения событий Кавказской войны.

Сегодня на юге России существует множество памятников, связанных с событиями и историческими фигурами той эпохи. В г. Нальчик установлен памятник Древо жизни, увековечивший память адыгов - жертв Кавказской войны, а Адыгее открыт памятник Тугужуко Кызбэчу – черкесскому военачальнику этого периода, в Махачкале недавно отреставрирован памятник имаму Шамилю (расположенный на проспекте, носящем его же имя). Наряду с этим в г.Пятигорске стоит памятник кавказскому наместнику, генералу Ермолову, а во многих городах юга России установлены монументы и памятные знаки, посвященные участнику Кавказской войны, великому русскому поэту Михаилу Лермонтову.

Это уникальное многообразие демонстрирует плюралистическое отношение к историческим событиям и уважение всех точек зрения на историю Кавказа. Мы попросили экспертов высказать свое мнение о ситуации в Адлере и сохранении исторического наследия в целом.

Александр Малькевич, первый заместитель председателя комиссии по СМИ Общественной палаты Российской Федерации, член Центрального Совета российского военно-исторического общества (г.Москва):

«Я сам установил в Омске и Омской области десять памятников и бюстов. Некоторые из них вызывали сложную реакцию. Были попытки организовать из этого какой-то хайп. Поэтому я понимаю те сложности, с которыми сталкиваются люди, которые хотят увековечить память о значимых датах и событиях в истории нашей страны. Хочу обратить внимание, что подогревают эти вещи такие ресурсы, как «Кавказский узел» и «Кавказ реалии». Подогревают, провоцируют, разжигают страсти, потому что их задача запалить Кавказ на ровном месте, из ничего спровоцировать проблемную ситуацию.

У нас общая история. В ней были сложные страницы. И мы должны корректно этот путь пройти, воздавая дань всем погибшим, например, во время Гражданской войны. Эту ситуацию еще не изжили. У нас куча памятников стоит красным командирам, большевикам, но очень тяжело дается попытка установить памятные знаки погибшим с другой стороны. А это были патриоты России, которые протестовали против Октябрьского переворота.

Надо понимать, что есть история, есть исторические места, место исторического расположения военного сооружения. Памятник фиксирует это. Никаких ущемлений прав я здесь не вижу, тем более прав какой-либо национальной группы. Это все то, что выдумывают, высасывают из пальца и будут пытаться растащить, как мои «любимые» фейки по социальным сетям, по ресурсам СМИ иностранных агентов.

Призывы к сносу этого, других памятников – звучат со стороны радикальных групп, радикальных националистов. Они это делают неспроста, а в рамках тех технологий, которые реализуются в ходе войны с историей. Ведется это и в США, и на Украине. И это приводит к реальному расколу общества, его и пытаются спровоцировать и добиться «черные» технологи. Допустить этого мы, ни в коем случае, не можем. Убежден, что это противоречит и единству народов России, и здравому смыслу».

Хаути Сохроков – председатель Международной черкесской ассоциации (г.Нальчик):

«Когда Михаил Шолохов в «Тихом Доне» описывает драматичные страницы нашей истории, где сталкиваются и переплетаются судьбы представителей одной страны, одного народа, которые стали кто «белыми», кто «красными», не знаешь, иногда, кому отдать предпочтение…

Теперь, что касается этой ситуации. Мы же ищем то, что нас объединяет. И надо всегда искать в истории, для блага будущего, то, что нас, сегодня, вместе держит. Нам нужно помнить, что после того, как Советская власть признала все народы равными и начала помогать окраинам, послала им «25-тысячников» - врачей, учителей, инженеров, поднимая уровень культуры, образования народов окраин. Помогала стать им полноправными, равноправными членами великого союзного государства. Только благодаря созданию такого государства, в котором все народы стали иметь возможность своего развития, в том числе, культурного, интеллектуального, привело к тому, что мы стали иметь таких выдающихся людей, как Алим Кешоков, Кайсын Кулиев, Исхак Машбаш. Сегодня мы гордимся Юрием Темиркановым и многими другими, не говоря уже о других сферах, где множество олимпийских чемпионов как Мурат Карданов, Асланбек Хуштов и многие другие, кто сегодня достойно представляют наш народ. И, надеюсь, вырастут еще многие люди, которые будут крепить наше Отечество.

Нам нужно помнить о том, как вместе погибали наши предки в Великой Отечественной войне, плечом к плечу. Если памятники строить, то нужно вместе обдумать, какие проекты могли бы стать консолидирующими, объединяющими. Мы не должны позволять воспользоваться нашими ошибками тем, кто и так их ищет в нашей жизни, в нашей жизнедеятельности и нам подсовывает различного рода, не только санкции, но и открытые враждебные выпады.

Нет - провокациям. Да – единству. Мы хотим жить в великом нашем государстве, которое построено вместе с нашими предками, великими устроителями Российского государства, в мире, дружбе, согласии и вносить свою, достойную лепту в дальнейшее развитие нашего Отечества».

Николай Трапш – директор Государственного архива Ростовской области, к.и.н. (г.Ростов-на-Дону):

«Память о Кавказской войне и об инкорпорации Кавказа, она очень острая. Особенно в связи с массовым мухаджирством, с тем, что значительная часть автохтонного населения вынуждена была покинуть исконные места проживания. Поэтому, возводя те или иные памятные знаки и монументы, необходимо учитывать тот общественный резонанс, который это может вызвать.

Как представляется, героизация того, что происходило на Западном Кавказе в 19-м столетии, должна происходить очень точечно, с учетом всех факторов, которые могут вызвать общественный резонанс.

Здесь, очень важна, принципиально важна позиция и властей, и общественников. Для властей нужно сформировать совершенно четкую, полицентричную модель истории региона. Представление о том, что регион поликонфессиональный, многонациональный, и любое решение может иметь далеко идущие последствия.

С другой стороны, мы должны понимать, что любое болезненное восприятие истории – оно тоже может иметь далеко идущие социальные последствия. И то, что мы сейчас наблюдаем в США, когда, зачастую, крушатся памятники людям, совершенно непричастным к тем или иным фактам расовой дискриминации, колониальной эксплуатации, свидетельство тому. То есть, здесь, доводя до абсолюта неприятие тех или иных исторических реалий, можно прийти только к острому социальному конфликту.

Поэтому, очень важно, чтобы любые действия, связанные с мемориализацией каких бы то ни было исторических событий, производились на основании общественного консенсуса, на основании диалога, на основании адекватного и качественного взаимодействия государственных институтов и общественных структур».