Софья Розенфельд
Автор

Калой Ахильгов. Торговля детьми и массовые беспорядки

Известный ингушский адвокат Калой Ахильгов защищает фирму, обвиняемую в торговле детьми. Одновременно он оказывает юридическую помощь организаторам массовых беспорядков в Магасе

Софья Розенфельд
Автор
07.07.2020

Несколько дней назад, на северо-востоке Москвы произошло событие, на первый взгляд, не имеющее отношения к Северному Кавказу. Благодаря вызову соседей, которых привлекли детские крики, сотрудники правоохранительных органов обнаружили в обычной квартире пятерых младенцев. За ними присматривала гражданка Китая.

Как выяснилось, это суррогатные дети, рожденные россиянками для иностранных граждан. Малышей отправили в больницу, а по факту обнаружения младенцев возбуждено уголовное дело по ст. 127.1 УК РФ «Торговля людьми».

Позже выяснилось, что биологическими родителями малышей являются граждане Китая, которые обратились за услугами в этом щекотливом вопросе в компанию «Свитчайлд» (юридическое лицо – ООО «Медика Сервис»).

Представителем этого «бюро добрых услуг» выступает Калой Ахильгов из адвокатского бюро Kaloy.ru. Именно он выступил в защиту детопроизводительного предприятия, расценив происшествие, как недоразумение: «Видимо рядом не было соответствующих документов, подтверждающих, что дети рождены суррогатной матерью, и следователи подумали, что идет торговля детьми… Тут нет не только состава, но и события преступления. Суррогатное материнство в России разрешено».

Сейчас Ахильгов проживает в Москве, член городской адвокатской палаты и, по совместительству, член рабочей группы Общественной палаты РФ по Кавказу. Он позиционирует себя, как правозащитник (видимо права торговцев детьми тоже должен кто-то защищать). В числе его клиентов организаторы массовых беспорядков 2019 г. в Магасе. А в начале текущего года, по результатам ежегодного конкурса «Герои гражданского общества», учрежденного правозащитной организацией «МАШР», Ахильгов стал лауреатом в номинации «За активную деятельность в области защиты прав человека». И тут напрашивается закономерный вопрос, могут ли называться правозащитниками люди, чья деятельность находится в явном противоречии с базовыми моральными нормами.

С юридической точки зрения к решению Ахильгова защищать компанию «Свитчайлд», невозможно предъявить претензии. В России на сегодняшний день действительно разрешено суррогатное материнство. Однако с точки зрения общечеловеческих ценностей такой деятельности вряд ли можно найти оправдание, если она направлена на продажу младенцев. Аналогичной позиции придерживается заведующая кафедрой биоэтики Национального медицинского исследовательского университета им. Пирогова, профессор Ирина Силуянова: «Можно по-всякому называть такие манипуляции, придумывать всякие красивые слова, но, если смотреть в корень, по сути своей это есть ни то иное, как превращенная форма торговли людьми. В данном случае, детьми».

Интересно, что до сих пор не прозвучала оценка данной ситуации со стороны «Совета тейпов ингушского народа» (решением суда данная организация находится в стадии ликвидации, но продолжает функционировать как незарегистрированная структура). Очевидно, что представители Совета должны рассмотреть ее через призму ингушских обычаев, адатов, которые определяют вековые нормы поведения ингушей. Иначе окажется, что опять Совет тейпов обходит своим вниманием острую тему, получившую всероссийский резонанс.

Кроме того, внимание к соотношению нравственных и правовых проблем может оказаться актуальным для юридического сообщества региона. Ведь, как стало известно совсем недавно, один крупный руководитель органа судебной власти Ингушетии оказывает негласные консультационные услуги самому «Совету тейпов ингушского народа» с целью помочь избежать окончательной ликвидации данной организации. Это конечно не торговля детьми, но с точки зрения профессиональной этики такие действия могут вызвать большие вопросы, в том числе у Высшей квалификационной коллегии судей России.