Олег Пономарёв
Автор

Сергей Линец: Битва за Кавказ сопоставима по значимости со Сталинградской битвой

Цифры и факты о великом сражении

Олег Пономарёв
Автор
24.06.2020

 

Сергей Иванович Линец - профессор кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии Пятигорского государственного университета, доктор исторических наук.

 

- Добрый день! В этом году мы отмечаем юбилей - 75-летие Великой Победы. И продолжаем по-новому осмысливать огромную значимость этого события как для мировой истории в целом, так и с точки зрения отдельных этапов Великой Отечественной войны. Какое, на Ваш взгляд, место в ряду сходных по масштабу событий занимает битва за Кавказ?

- Здравствуйте. В годы Великой Отечественной войны военные действия на советско-германском фронте противоборствующими сторонами проводились в рамках различных по своей масштабности и значимости военных операций. В их перечне по своей продолжительности героическая оборона Ленинграда является самой длительной в истории войны операцией Красной армии. В исторической литературе уже давно сложилась традиция определять ее как «900 дней блокады Ленинграда». Если говорить более точно, то оборона Ленинграда в условиях блокады продолжалась 872 дня и ночи: с 5 сентября 1941 года и до 27 января 1944 года.

 Второй по своей продолжительности в годы Великой Отечественной войны стала битва за Кавказ, которая шла 442 дня и ночи: с 25 июля 1942 года и до 9 октября 1943 года. Продолжительность других важнейших по своей значимости сражений была значительно меньше.

В отечественной исторической литературе битву за Кавказ нередко называют «Сталинград-2» - в первую очередь, за ожесточенные бои в районе города Орджоникидзе осенью 1942 года. Тем самым подчеркивается и ее большое значение в ходе сражений на всем южном крыле советско-германского фронта, и тесная взаимосвязь со Сталинградской битвой.

Общая протяженность линии фронта в ходе битвы за Кавказ составляла более 1000 км, а глубина – до 800 км. В период Великой Отечественной войны эта была одна из самых масштабных по своему размаху и значимости битв.

 

- Но ранее эти сведения, на первый взгляд, популяризировались не настолько широко, не так ли?

- Да, Вы правы. Необходимо отметить, что битва за Кавказ в отечественной историографии, особенно в советской, незаслуженно недооценивалась. Она находилась, как бы, в «тени» битвы за Москву, Сталинградской битвы, сражения на Курской дуге. Но в последние десятилетия, в связи с вводом в научный оборот солидного по своему объему корпуса новых архивных документов и других источников, ситуация с освещением битвы за Кавказ и ее значимости в годы Великой Отечественной войны стала улучшаться.

 

- Известно, что именно кавказскому направлению гитлеровское командование уделяло особое значение из-за наличия в этом регионе нефти. Но ведь важны были не только топливные ресурсы?

- В годы Великой Отечественной войны Кавказ занимал особое место в планах союзников по антигитлеровской коалиции. В данном случае речь идет о прохождении через его территорию «Персидского коридора», по которому из иранских портов шли поставки в СССР в рамках ленд-лиза военной техники, боеприпасов, продовольствия, военного снаряжения. Это был один из трех путей доставки в нашу страну военной помощи союзников (два других проходили через Мурманск-Архангельск и через Аляску на Дальний Восток). В отечественной исторической литературе этот аспект также до последнего времени практически не освещался. Что, конечно, также невольно принижало значимость Кавказа в истории минувшей войны. А между тем, через «Персидский коридор» поступило 23,8% от общего объема всех поставок по ленд-лизу, что составило 4 млн 160 тыс. тонн различных грузов.

Эти грузы из Ирана поступали в Баку и Тбилиси, где их затем перераспределяли по необходимым маршрутам для последующей доставки в войска и в места складирования.

Чтобы осуществлять своевременно перевозки военных грузов, боевой техники, нефтепродуктов, продовольствия и других товаров в интересах обороны страны, необходимо было надежно связать Кавказ с Нижним Поволжьем кратчайшим железнодорожным сообщением. В этих целях в рекордно короткие сроки – с середины августа 1941 года и до начала августа 1942 года – военные строители при огромной помощи местного населения (20 тысяч человек 30 национальностей) в тяжелейших природно-климатических условиях построили и пустили в эксплуатацию уже в ходе начавшейся битвы за Кавказ железную дорогу Кизляр – Астрахань. Ее общая протяженностью составила 335 километров.

Эта железная дорога имела чрезвычайно важное стратегическое значение. Во-первых, это была «дорога жизни» для войск, оборонявших Кавказ. Во-вторых, именно по ней и осуществлялись поставки нефтепродуктов из Баку и Грозного. Только в период с августа по октябрь 1942 года по железной дороге Кизляр – Астрахань проследовали к Сталинграду составы с 16 тыс. цистерн с горючим. Кроме того, по дороге перевозились руды ценных металлов (молибдена и вольфрама), продовольствие, а также военные грузы, поступившие в СССР по линии ленд-лиза, в центральные районы страны. Поэтому не случайным является тот факт, что работа железной дороги Кизляр – Астрахань находилась под особым контролем Ставки Верховного Главнокомандования. Ее строительство стало одной из самых масштабных строек в СССР в годы Великой Отечественной войны.

 

- Кстати, коснёмся национального – вернее, интернационального вопроса. Ведь за Кавказ сражались сыновья многих народностей нашей страны. Всем миром отстояли?

- Именно так. Битва за Кавказ выделялась значительным участием в ней национальных воинских соединений, сформированных из представителей народов Северного Кавказа и Закавказья. Ни в одной другой битве в годы Великой Отечественной войны такого их количества не было представлено. В их числе находились 4-й гвардейский Кубанский и 5-й гвардейский Донской казачьи кавалерийские корпуса, 110-я Калмыцкая и 115-я Кабардино-Балкарская кавалерийские дивизии, 255-й Чечено-Ингушский кавалерийский полк, Отдельный Дагестанский кавалерийский эскадрон. В битве за Кавказ участвовали 10 грузинских, 5 армянских и 4 азербайджанские стрелковые и горно-стрелковые дивизии. Еще 16 дивизий на 40-70% состояли из представителей народов Закавказья. В составе 40-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского полка, сформированного на территории Адыгейской автономной области, представители адыгских народов составляли более 50% его личного состава. Кроме того, в 345-й стрелковой дивизии, сформированной в октябре 1941 года в Северной Осетии и Дагестане, удельный вес осетин составлял 24% от всего личного состава, чеченцев – 18%, представителей дагестанских народов – 7,5%, т.е. в общей сложности почти 50%.

 

- А в чём были, если можно так сказать, «технические особенности» этого великого сражения? Есть какая-то особая военная специфика, в сравнении с другими крупными военными кампаниями?

- В этом отношении битва за Кавказ знаменательна, прежде всего, ожесточенными воздушными боями, проходившими между советскими и немецкими летчиками в небе над Западной Кубанью в районе «Голубой линии» с 17 апреля по 7 июня 1943 года. По количеству участвовавших в них с обеих сторон самолетов, по численности лучших авиационных частей и летчиков-асов, по масштабам потерь это воздушное сражение не только сопоставимо с другими воздушными сражениями периода Великой Отечественной войны, но и превосходит их. Достаточно сказать, что численность самолетов у каждой из противоборствующих сторон превышало 1000 единиц.

На Кубань были переброшены лучшие немецкие эскадрильи: 3-я «Удет», 51-я «Мельдерс» и 54-я «Зеленое сердце». В составе немецкой авиационной группировки в боях участвовали также словацкая, хорватская и румынская эскадрильи. В небе над Кубанью сражения с врагом вели лучшие советские летчики: А. Покрышкин, Б. Глинка и Д. Глинка, Г. Речкалов и другие. В отдельные дни проходило до 50 воздушных боев с участием 60-70 самолетов с обеих сторон.

Ожесточенные бои в небе Кубани завершились поражением люфтваффе, которые потеряли более 1100 самолетов. Наша авиация завоевала здесь господство в воздухе и не уступала его затем врагу до конца войны. За мужество и героизм, проявленные в этих воздушных сражениях, 52 советских летчика-аса были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

 

- Но, кроме открытых фронтовых сражений, существовало и активное подпольное противодействие фашистам?

- Да, это так. В период временной немецкой оккупации части Северного Кавказа здесь развернулась партизанская и подпольная борьба с врагом. Конечно, ее размах был не таким широким, как, к примеру, в Белоруссии или в Брянской области. Тем не менее, согласно архивным данным, в Краснодарском и Ставропольском краях, в Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АСССР было создано 185 партизанских отрядов общей численностью 9789 человек.

Несмотря на огромные трудности в ведении партизанской и подпольной борьбы, которые были вызваны недостаточной подготовкой личного состава, нехваткой оружия и боеприпасов, сложными природными условиями ведения борьбы и т.д., народные мстители Северного Кавказа самоотверженно сражались с немецкими оккупантами. Согласно документам Южного штаба партизанского движения, они убили и ранили почти 25 тысяч немецких солдат и офицеров, а также их пособников.

 

- Ещё один важный момент, который важно подчеркнуть наряду с оценкой успешных боевых действий. Ведь Кавказ был в то время ещё и госпиталем для наших войск?

- Совершенно верно. Именно на Северном Кавказе в годы Великой Отечественной войны находились две самые крупные, лучше других оснащенные медицинским оборудованием тыловые госпитальные базы страны – в городах Кавказских Минеральных Вод и в Сочи-Мацесте.

Медицинские работники, используя местные климатические и бальнеологические методы лечения, опираясь на широкую шефскую помощь местного населения, снабжавшего эвакогоспитали продовольствием, постельным бельем, инвентарем, добились самых высоких результатов. Они вернули в боевой строй более 1 млн. 240 тыс. лечившихся здесь бойцов и командиров. При этом процент возвращенных в строй военнослужащих Красной армии составлял здесь более 80%, в то время как общесоюзный показатель был равен 72,3%.

 

- Как оценила Родина подвиг наших воинов в битве за Кавказ?

- В годы Великой Отечественной войны советским правительством было учреждено семь медалей, посвященных героической обороне разных городов (территорий) от врага. В этом почетном перечне медаль «За оборону Кавказа», учрежденная Указом Президиума Верховного Совета СССР 1 мая 1944 года, была третьей по численности награжденных ею лиц в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

Всего этой медалью были награждены более 870 тысяч человек: участников боевых сражений и тружеников тыла. Причем их количество на 110 тысяч человек превышает число награжденных медалью «За оборону Сталинграда». Разумеется, защитники Кавказа были удостоены и многих других высоких наград Родины.

За свои подвиги в ходе битвы за Кавказ 138 советских воинов получили высокое звание Героя Советского Союза (в ходе Сталинградской битвы – 118). Это не сравнительный показатель, это просто факт, который ещё раз подчёркивает героизм защитников кавказской земли.

 

- Да, цифры говорят сами за себя. И в завершение беседы такой вопрос: каков масштаб и главные итоги этой великой битвы – в основных статистических данных и фактах?

- Судите сами. Потери немецкой группы армий «А» убитыми, ранеными и пропавшими без вести в ходе 442-дневной битвы за Кавказ составили 421 200 человек. Враг лишился 1 358 танков и САУ, более 7 000 орудий и минометов, около 2 000 самолетов и 22 тысячи автомашин.

Наши людские потери оказались большими, прежде всего, из-за неудач летом и осенью 1942 года. Красная армия в общей сложности потеряла 1 065 910 человек. По неполным данным наши войска в сражениях за Кавказ лишились 1 321 танков, 6 014 орудий и минометов, 1 120 самолетов.

Это высокая цена. Но мы победили. И это самое главное.

Значение битвы за Кавказ и ее итоги были чрезвычайно важны для дальнейшего успешного продолжения и победоносного завершения Великой Отечественной войны. Освобождение такого важного стратегического региона, каким являлся для страны Кавказ, – одна из самых ярких и значимых побед Советского Союза в Великой Отечественной войне. Дальнейшее победное наступление Красной армии на Запад на южном крыле советско-германского фронта началось именно с битвы за Кавказ.