Олег Пономарёв
Автор

Судьба Кавказа: мистические поиски Третьего рейха и переселённые народы

О некоторых загадках времён Великой Отечественной войны

Олег Пономарёв
Автор

 

ШАМБАЛА, АСГАРД, ГРААЛЬ, АРИЙЦЫ …

Не такая уж продолжительная история гитлеровской Германии до предела напичкана всевозможными оккультными идеями, внедряемыми в сознание толп фюрерами различного уровня. Даже из философского образа «Сверхчеловека» Фридриха Ницше они взяли его самую радикальную, расово-мистическую интерпретацию: в Третьем рейхе под Сверхчеловеком понимался идеал арийской расы. Это вполне объяснимо: вся идеология нацизма была основана на установлении власти «высших» людей над «недочеловеками».

 Однако «низшие» народы отнюдь не жаждали добровольно покоряться арийской воле. Отсюда и неистовое стремление нацистов привлечь на свою сторону могущество сверхъестественных сил и явлений – ради господства над всем миром. Оккультные псевдонауки и практики, дорогостоящие экспедиции для поиска «мест силы» в Тибет, Южную Америку, Индию, Скандинавию, Исландию, в Южную Америку, на Кавказ... Эти авантюры поддерживались как самим Гитлером, так и его ближайшими сподвижниками – Гиммлером, Розенбергом и другими одиозными фигурами Третьего рейха. Мистическими мировоззрениями были пропитаны даже стратегические решения, принятые в ходе военных действий во время Второй мировой войны!

За оккультные тайны в фашистской Германии отвечал целый особый отдел СС под названием «Аненербе» (наследие предков) или «Немецкое общество по изучению древних сил и мистики». То, что входило в сферу интересов организации – гремучая смесь религиозно-мистических, оккультно-философских явлений и предметов. Как реальных, так и гипотетических. Это демонология, спиритизм, рунология, алхимия, исследование и поиск мифических символов – Грааля, Копья Судьбы, Меча Зигфрида и т.д.

Чтобы понимать масштабы «работы» Ahnenerbe, следует сказать, что организация включала в себя более 50 отделов, институт научных исследований целевого военного значения с четырьмя отделами (который, кроме всего прочего, занимался изуверскими опытами над людьми) и семь национальных подотделов в различных странах Европы. Бюджет «Аненербе» был сопоставим с бюджетом знаменитого «Манхэттенского проекта», позволившего США создать первую атомную бомбу.      

В замке Вевельсбурга (Северный Рейн-Вестфалия) Гиммлер собирался организовать центр германской национал-социалистической «новой религии» - некое соединение язычества древних германцев и «истинного» христианства вкупе с оккультизмом. Именно там проводились религиозные медитации самого рейхсфюрера и его приближённых.

После неудачных поисков гитлеровскими экспедициями мифической Шамбалы в Тибете и других странах, взор руководства и агентов «Аненербе» обратился на Кавказ. Этот регион интересовал гитлеровское командование не только из-за нефти Каспийского побережья и короткого пути на Ближний и Средний Восток. К стратегической геополитике добавилась практическая возможность подтвердить свои изыскания об арийском происхождении ряда кавказских народов.

К лету 1942 года была спланирована широкомасштабная операция «Эдельвейс» по овладению нефтью Майкопа, Грозного и Баку. Как она проходила и чем закончилась – хорошо известно. Но в рамках затронутой выше темы отметим, что в начале осени 1942 года в Адыгею из Берлина прибыл группенфюрер СС Генрих фон Митке - эмиссар «Аненербе» и специалист по расовым вопросам, вместе с которым на Кавказ приехала группа егерей элитной 1-й горнопехотной дивизии. Целью был Эльбрус.

В оккультном представлении нацистов, именно на Эльбрусе мог находиться «тайный проход» в Шамбалу. Его две вершины отождествлялись с легендарными горами Меру из «Авесты» и «Вед» - священных книг древних арийцев. Также теоретики из «Аненербе» разыскивали здесь обиталище высших мифических существ – асов, предположительно кавказского происхождения.

Эльбрус вообще считался священной арийской высотой, скрывающей источники тайной власти и способной дать «особую силу» оккупантам. Уже 21 августа 1942 года спецкомандами дивизии «Эдельвейс» на высочайшей вершине Европы были установлены флаги Третьего рейха. Впрочем, через несколько месяцев фашистские знамёна были сорваны советскими бойцами-альпинистами.

Но продолжим тему поиска на Эльбрусе следов гипотетических асов, которые ещё именовались «аланами». На эту роль по некоторым сведениям, планировалось выдвинуть несколько кавказских этносов. К гордому званию «алан», кроме осетин, идеологи нацизма были готовы причислить и чеченцев, и ингушей, и карачаево-балкарцев, и потомков древнего государства Кавказская Албания, и вообще кого угодно – даже этнических русских, обитавших на Кавказе в ранге казачьего сословия и особо выделяемых ими в отдельную этническую общность. Главная цель – внести водораздел между кавказскими народами и славянами – основной (по мнению Вермахта) этнической группой, противодействовавшей гитлеровским силам.

В записях рейхсминистра по делам оккупированных территорий Альфреда Розенберга говорится следующее: «Народы Кавказа имеют другие расовые качества в сравнении с русскими и украинцами. Они отличаются от них своим происхождением, своей историей и традициями». Именно эти отличия (вкупе со спекуляциями на «генетической памяти» о Кавказской войне) фашисты и стремились использовать для создания «пятой колонны» из кавказских народов. Кроме того, в записке «О преобразовании Кавказа» Альфред Розенберг предлагал использовать «исторически закоренелую ненависть между кавказскими народностями, развивая ее, идя навстречу гордости и тщеславию тех или других», обостряя тем самым национальные противоречия с целью германского господства на Кавказе.

Таким образом вся псевдонаучная шелуха «расовой арийской теории» вполне мирно уживалась у нацистских идеологов с циничным практицизмом. Но и подобный практицизм, по некоторым сведениям, планировался не для всех и лишь на период военных действий. По сообщениям некоторых источников, после вожделенной победы над СССР фашисты готовили незавидную участь части непокорных кавказцев. Так, в этой связи приводятся слова гауляйтера Польши Ганса Франка о том, что гитлеровцы готовы их «пускать хоть на фарш», устраивая лагеря уничтожения мужского населения под открытым небом.

Анализируя «кавказские планы» Вермахта, нетрудно выделить несколько доминирующих намерений (кроме экономических и геополитических).

 Во-первых, противопоставить местных жителей основному населению СССР, используя доводы об их принадлежности к «арийской расе» и генетической ненависти кавказцев к «завоевателям с равнины».

Во-вторых, учитывая свободолюбие горцев и их любовь к оружию, наделить эти народы политической самостоятельностью (под германским руководством, естественно) и военными возможностями.

В-третьих, опираться на наиболее радикальных этнических представителей, широко используя при этом идеологический опыт кавказских эмигрантов, проживающих в Турции и других странах. Главная цель - превращение региона в центр сепаратизма, а горцев – в «ненадёжное» население для советских властей.

Как видим, налицо громадная, подлая и злонамеренная провокация, которая не достигла цели напрямую, но спровоцировала огромную трагедию переселения кавказских народов. Льстивая и провокационная политика гитлеровского командования по отношению к Кавказу, так или иначе, сыграла свою роль в формировании негативного образа кавказских народов, как предателей СССР. Сегодня мы все еще не можем точно сказать, в какой степени этот подло навязанный образ повлиял на решения советского руководства о переселении народов. Но ответственность за тяжелые события массового переселения, отозвавшиеся болью несправедливости в жизни целых поколений, лежит, в том числе, на идеологах Третьего рейха. Уроки тех лет лишний раз подтверждают опасность любых форм пропаганды расового или национального превосходства, попыток реабилитации фашизма в каких бы то ни было проявлениях.   

 

Николай Судавцов, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Северо-Кавказского федерального университета:

- Дискуссии по данному вопросу не утихают. С началом Великой Отечественной войны принудительное переселение народов носило упредительный характер. Прежде всего, это относилось к немцам и народам, представителей государств союзников фашистской Германии. Тем самым им заранее в СССР выражалось недоверие, так как к ним был повышенный интерес иностранных разведок в расчёте на то, что они, скорее всего, могут поддержать прародину. В свою очередь, недоверие настраивало определённую часть представителей таких народов настороженно относиться к политике правительства по отношению к ним.

Вторая волна переселения народов пришлась на территории, которые освобождались от оккупации.  В этом случае имелась довольно определённая ясность в отношении коллаборационистов и предателей и была возможность привлечь их к ответственности за сотрудничество с оккупантами. Но власть пошла по пути наказания не отдельных личностей, а целых народов без разбора, что было незаконно и несправедливо.

Более того, часть героически сражавшихся с врагом представителей этих народов, представленных к правительственным наградам, была их лишена. К примеру, карачаевец, офицер Осман Касаев, попавший в окружение в начале войны, героически сражался с немецко-фашистскими захватчиками, командовал партизанским полком и героически погиб на белорусской земле. Он неоднократно представлялся к званию Герой Советского Союза. И только благодаря настойчивости ЦК компартии и правительства Белоруссии это звание ему было присвоено в 1965 году.

Как известно, в послевоенный период в СССР, России были приняты документы о реабилитации народов, подвергшихся депортациям, что было важно для торжества справедливости. И процесс пошёл. Но сегодня обращает на себя внимание то, что определёнными кругами это используется для нападок на дружбу народов. И прежде всего на русский народ, как государствообразующий. Обвинения его в преступлениях по отношению к другим народам фальсифицируют историю.

 Для всех очевидно, что это направлено на то, чтобы разобщить народы, противопоставить их друг другу и, прежде всего, русскому народу. И таким образом подорвать целостность Российской Федерации. Этому нужно давать решительный отпор. Мощь России - в единстве её народов, их союз необходимо всемерно укреплять, следуя исторической российской традиции.