Башир Хапаев: При публикации материалов о пандемии нужно ориентироваться, в первую очередь, на данные Роспотребнадзора

Неправомерно записывать в больные людей, контактировавших с зараженным. По крайней мере, до результатов их анализов

05.06.2020

Башир Алимджашарович Хапаев, руководитель Росздравнадзора по КЧР, профессор, доктор медицинских наук, врач-кардиолог, клинический фармаколог, академик Российской академии естествознания:

- Башир Алимджашарович, насколько реальная ситуация по заболеванию коронавирусом соответствует информации в общественных республиканских пабликах?

- У нас в республике идет сейчас процесс нарастания случаев заражения. Мы находимся на подъеме заболеваемости, так как позже вошли в эпидемический процесс. И минздрав, и республиканский оперативный штаб, членом которого я являюсь, все это предвидели. Постоянно проводилась и продолжает проводиться работа на упреждение. Факты, которые публикуются в некоторых СМИ, по поводу очередей в четыре наших госпиталя, по поводу нехватки коек – все это не соответствует действительности.

Наша служба в ежедневном режиме совместно с минздравом КЧР осуществляет мониторинг количества выздоровевших и заболевших, в том числе находящихся на амбулаторном лечении и госпитализированных в стационары, число свободных коек. На сегодняшний день, у нас развернуто 630 коек в четырех госпиталях. Всегда имеются свободные койки. Например, сегодня 565 человек получают стационарное лечение. И не забывайте, что из ежедневно выявляемых  больных с коронавирусной инфекцией не все нуждаются в стационарном лечении. Там есть и бессимптомные и легкие больные. Большинство из них получает лечение в амбулаторных условиях. Если даже 70 заболевших выявили – из них примерно двадцать могут нуждаться в стационарном лечении. Их, конечно, госпитализируют.

В то же время ежедневно идет выписка выздоравливающих. Их переводят из госпиталей на амбулаторное долечивание. Есть требование, что для того, чтобы считать человека выздоровевшим, ему нужно получить два отрицательных анализа на COVID-19. У разных людей болезнь протекает по-разному, индивидуально. Выздоровление и длительность болезни у всех разные. По нашим данным, однозначно, информация, что не хватает мест для лечения – явное несоответствие действительности. Это фейковые новости.

- В информационных вбросах суммируют зараженных и контактировавших с ними людей. Верна ли эта математика?

- В статистических данных, конечно, могут быть расхождения. Могут быть задержки с поступлением в медицинские организации результатов лабораторных тестов на COVID-19. По моему мнению, в первую очередь, нужно ориентироваться на данные Роспотребнадзора, который ежедневно ведет учет и проводит мероприятия в эпидемических очагах.

Есть заболевшие люди с подтвержденным анализами диагнозом коронавирусной инфекции. У них есть семьи, другие родственники, сослуживцы. Это контактные лица. И неправомерно их записывать в больные. Они, может быть, и не заразились и не заболеют, по крайней мере, в ближайшее время. Когда выявляется больной COVID-19 человек, на место его работы руководителю организации высылается специальное постановление санитарного врача, чтобы отстранить контактных лиц от работы на определенный срок. Этим людям предписывается находиться на самоизоляции и при первых симптомах ОРВИ обратиться за медицинской помощью.

- Но это не факт, что они больные.

- Нет, конечно. Но таких лиц почему-то неправомерно записывают в зараженные. Это неправильно. Это приводит ко всякого рода информационным спекуляциям. То же самое относительно смертей. Допустим, у человека был положительный анализ на коронавирус, а его сбила машина. Где-то, в каких-то странах его сразу запишут как умершего от коронавируса. А у нас есть выпущенные Минздравом России методические рекомендации по кодированию и выбору основного заболевания и первоначальной причины смерти. И в Карачаево-Черкесии, как и по вcей стране кодирование должно проводиться в соответствии с этими инструкциями.

Существует проблема с тем, что у нас в большинстве случаев не проводятся патологоанатомические вскрытия умерших и в госпиталях для пациентов с коронавирусной инфекцией, и в других случаях. Здесь играют роль религиозные мотивы.

Ряд государственных органов, в том числе Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Минздрав, МВД, ФМБА имеют доступ к данным Федерального регистра лиц больных COVID-19 и пневмонией. Медицинские организации вносят данные в этот информационный ресурс о каждом подтвержденном случае коронавирусной инфекции с датами анализов, их результатах. Эти правила утверждены постановлением Правительства РФ №373 от 31 марта 2020 года.  Наша задача - добиться неукоснительного соблюдения этих правил и своевременного внесения данных, в том числе и о смертях в этот регистр. Территориальным органом Росздравнадзора по республике выданы предостережения пятнадцати медицинским организациям о недопустимости нарушения обязательных требований и о необходимости соблюдения установленного срока внесения данных. Федеральный регистр лиц больных COVID-19 должен служить первоисточником для данных по заболевшим COVID-19 и умершим от этой болезни, официальных в том числе.

- То есть, по большому счету данные общественных пабликов не более чем нагнетание обстановки и их информацию надо делить на десять?

- Многие публикации, которые сейчас появляются в СМИ и которые содержат в себе информацию о катастрофической ситуации в республике, о недоступности медицинской помощи, о массовых случаях смертей, не соответствуют правде. Вся подобная информация рассматривается и прокуратурой, и Росздравнадзором, и другими органами. По ним проводятся предварительные проверки, уточнение сведений в медицинских организациях. В большинстве случаев мы не можем подтвердить достоверность этой информации или выясняется, что она сильно преувеличена. Если выясняется, что факты причинения вреда здоровью граждан или угроза этого действительно имеют место, особенно когда есть конкретные лица, естественно, это проверяется и принимаются меры. А просто сказать, что по каким-то данным умерло столько-то человек… К таким неподтвержденным данным надо относиться с осторожностью. В некоторых СМИ сегодня фигурирует цифра умерших в госпиталях республики – 168 человек. А по данным вышеупомянутого регистра число умерших среди заболевших коронавирусной инфекцией и пневмонией на 5 июня составляет 38 человек, из них у десяти указана причина смерти - коронавирусная инфекция. По каждому такому случаю проводятся проверки, запрашивается их медицинская документация. Потом данные проверок направляются в минздрав, в медицинские организации, чтобы выявленные замечания были учтены в их дальнейшей работе. Я думаю, что в ближайшие дни с учетом принятых нами мер все реальные данные о числе заболевших и умерших будут внесены медицинскими организациями в Федеральный регистр, и мы наконец-то увидим истинную картину.

У нас есть телефон республиканской «горячей линии». Там достаточно хорошо поставлена работа. Любые звонки от граждан не остаются без внимания. Они распределяются по соответствующим ведомствам. Если человек задал вопрос, то он получит на него ответ.  В заключение еще раз хочу сказать, что по всем моральным нормам нельзя распространять неподтвержденную или заведомо ложную информацию. Это расшатывает ситуацию, создает недоверие к врачам, к системе здравоохранения, к мероприятиям, которые проводят органы власти.