Абдулла Истамулов: Россия, Кавказ остановили продвижение экстремистской идеологии

Россия – это единственная система, которая нам позволяет быть теми, кто мы есть

02.06.2020

Абдулла Лукманович Истамулов, руководитель Центра стратегических исследований и развития гражданского общества на Северном Кавказе – «СК-Стратегия», Чеченская Республика.

- Ваш Центр «СК- Стратегия» был создан для комплексного исследования экономической и политической жизни на Северном Кавказе. Но, кроме этого, вы занимаетесь выработкой не силовых методов борьбы с терроризмом и экстремизмом. В чем они заключаются и насколько эффективны?

- В России и, в частности, на Кавказе, есть единственная в мире успешная практика, если не полной победы, то, в любом случае, плодотворной и прогрессивной борьбы с проявлениями экстремизма и терроризмом. Именно Россия, именно Кавказ остановили продвижение даже не самого факта экстремизма, а его идеологии. У нас единственная работающая практика.

Наш Центр принял в этой работе непосредственное участие. Все программы, которые были разработаны, в том числе и поправки в законодательстве были рождены в недрах «СК-Стратегия». Около десяти специалистов нашего Центра считаются лучшими, не только в России, но и в мире, экспертами-практиками, которые работают по этому направлению.

Теперь, непосредственно о методиках. В первую очередь, это профилактика. Работа с населением, когда просвещаются, в основном молодые люди. Им разъясняют, что это такое – экстремизм, чем это может грозить нам, нашим детям и внукам.

Во-вторых, как вы понимаете, у нас на Кавказе, общество традиционное. И поэтому, больший акцент делается на духовно-нравственные аспекты жизни людей. Эта работа ведется абсолютно со всеми.

- Есть уже какие-то конкретные программы противодействия экстремизму?

- Я, наверное, всю свою оставшуюся жизнь буду гордиться, единственной в своем роде, разработкой идеологической программы противодействия экстремизму. Она называется «Единая концепция духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения». Эта программа, при поддержке властей, работает уже много лет. Она начинается еще с дошкольного возраста, где малышам разъясняют, что такое Родина. Малая и большая Родина. Есть Россия, а в ней живут разные люди, разные народы, у которых есть свои привычки, свои традиции. Сюда же закладывается и информация, что есть нехорошие люди, которые хотят это разрушить.

Дальше – школа, где есть наставник по духовно-нравственному воспитанию, в ранге заместителя директора или преподавателя. То есть в школе, ребята могут найти ответы на свои вопросы не только в Интернете, но и поговорить с наставником на любую тему, в том числе, что касается любой религии – ислама, христианства. Наставники подготовлены к таким беседам. Даже в школьных коридорах, на стенах висят пособия, которые повествуют о нашем единении, и объяснения, что такое Родина и, что мы часть России. Ребенок должен с этим расти. Конечно же, в обойме и национальный фактор. Наше приобщение к мировой культуре. То есть, три-четыре часа в неделю ребенок получает в школе достоверную информацию о том, что происходит в стране и мире, что такое экстремизм, что такое идеология и как важно для нас быть частью России.

- Каким идеологиям предстоит противостоять? Откуда может появиться угроза в первую очередь?

- В мире, на сегодняшний день есть две, к сожалению, реально работающие идеологии. Это либеральная, с ее беспредельными свободами, граничащими с анархией и идеология всемирного халифата, радикальная идеология. Поэтому, если мы, кавказские народы, попадаем под действие одной из этих идеологий, то, вполне возможно, что мы исчезнем, как нация. Исчезнет наша религия. То есть, мы теряем смысл своей жизни.

Россия – это единственная система, которая нам позволяет быть теми, кто мы есть. Позволяет сохранить наш образ жизни и жить в нормальных отношениях с другими. В этом и заключается концепция нашей идеологии.

На выходе, мы уже получили большую посещаемость в школе. Поведенческие нормы на порядок выше. Все меньше молодежи уходит в леса. И самое главное, особенно после двух тяжелейших чеченских кампаний – понимание, что нужно жить дальше, что войны были несправедливы с обеих сторон. И что русский народ не был заинтересован в этих войнах. И что их причины крылись совершенно в ином. Это было самое важное для нас. Все это и формировало антиэкстремистскую идеологию.

- В своих высказываниях, вы неоднократно делаете акцент на незыблемости духовного воспитания, которое способно затормозить моральное разложение, охватившее мир и зацепившее Россию. В чем причина падения нравов, и насколько этот процесс активен?

- В первую очередь, я считаю, виновата глобализация и новые технологии, как это ни странно. Кроме того, если ты успешен и хочешь иметь больше возможностей, ты должен отказаться от своих моральных принципов – так считается сейчас во всем мире. И этот пример заразителен. Что касается России, то у нас общество более традиционное, и мы не готовы от этого отказаться. Мы более устойчивы и подвержены консерватизму. Если мы хотим большего, то мы, пропорционально, многое теряем.

Что касается тех, кто уехал на Запад, в том числе и из среды кавказских народов. Мы проводили специальное исследование. Они получают, едва ли не лучшее образование в мире. Они успешны, более развиты, но они так и не могут до конца адаптироваться к той жизни. Или же, как альтернатива, полностью теряют духовную связь со своей Родиной, нацией, родными, могилами предков. То есть перестают быть теми, кем были рождены. Теряется кавказское отношение к незыблемости семьи, уважение к старшим, к их мнению.

Как-то, в одном из наших кавказских городов, я увидел очень молодого человека, сидящего развалившись, на остановке с сигаретой в одной руке и банкой пива в другой. Он, не стесняясь пил и курил. Даже мне стало за него неудобно. Я подумал: нет официального закона, по которому его можно наказать. Он ничего не нарушает. Но ведь существуют древнейшие, неписанные законы. Его что, никто этому не учил, не воспитывал, не объяснял рамки поведения? А Запад – это совершенно другое. Там действуют только сухие статьи закона. В них нет души. Разрешено все, что еще не запрещено.  

- Современный Кавказ, можно ли его сейчас считать оплотом, последним бастионом способным укрепить и пропагандировать моральные ценности, как то - уважение к старшим, роль семьи, как союза мужчины и женщины, защита слабых и пр.?

- В мире осталось несколько уголков истинных традиционных ценностей, которые были исторически присущи разным народам. И Кавказ – одно из таких мест, где эти ценности сохранились в первозданном, чистом виде. Это есть бренд Кавказа, если можно так выразиться. К этому мне сложно что-то еще добавить.