Руслан Хасбулатов, российский политический деятель, ученый и публицист, последний председатель Верховного Совета Российской Федерации., профессор, член-корреспондент Российской академии наук, заведующий кафедрой мировой экономики Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.
«Не думаю, что там были какие-то трудности (в принятии закона, - ред.), о которых сейчас, спустя много лет, говорят: «Ах, это было трудно!». Да что там трудного?
Тринадцать лет люди были в депортации, и, если бы сразу был решён вопрос проблема исчезла бы еще на ранних этапах, в 1957 году. Даже скотина, отнятая у репрессированных людей, оставалась ещё живая. Никаких проблем! Следовало просто возместить ущерб тем людям, которых предстояло заново отселить. И вернуть жилище, землю. Это надо было сделать при Хрущёве. Но тогда вмешалась бюрократия – Молотов, его последователи, ярые сталинисты. Они не хотели этого делать.
А потом, когда Верховный Совет закон принял, я был полон решимости всё осуществить. И не видел никаких проблем на пути реализации закона. Но тут расстреляли парламент. Началась война в Чечне. Я как раз рассматриваю прямую связь между этой войной и расстрелом парламента.
Кавказские народы – многоэтническая общность. Никогда, на протяжении нескольких тысячелетий, не воевали друг с другом! Наоборот, приходили на помощь другим. Более мощные государства пытались изгнать наши народы с их родных земель и гор. Но кавказские народы объединялись и прогоняли врагов, а тут начали спорить по пустякам. Ну, видимо, вожди были такие несерьезные – вот в чём дело, как мне кажется.
Поэтому, повторяю, я не видел каких-то там сложных проблем на пути реализации этого закона».