Вчера «Российской газетой» была опубликована статья главы Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова, в которой тот рассказал, как Россия и Евразия ищут духовную повестку XXI века. Ниже приведен отрывок из статьи, полную версию которой можно прочитать на сайте «РГ».
«Россия — русский и другие народы нашей страны — накопила огромный опыт духовной культуры. В России исторически зародилась целая прослойка людей, которые занимались интеллектуальной, творческой деятельностью — интеллигенция, которая формировала духовность, обеспечивая ее воспроизводство в человеческой деятельности и передачу последующим поколениям. Преемственность поколений, нравственность культуры и традиций — главный закон развития человеческого общества. Равнодушие и даже пренебрежительное отношение к духовности, культуре, интеллигенции оборачиваются для государства и общества невежеством, а значит, бунтами, революциями, смутой. Именно деградация духовных ценностей и нравственных установок в жизни человека и общества, политизация духовных процессов и их однобокое превращение в идеологию одного класса во многом и привели нашу великую страну к трагическому развалу, и на этом фоне стало нарастать влияние невежества, появились ненависть и конфликты в обществе, наметилась сплошная деформация всей общественной системы. Духовная деградация человека и общества разрушила стабильность и безопасность государства.
В этих условиях главным противоречием эпохи стали выступать не противоречие между социализмом и капитализмом и даже не противоречия между нациями, классами и цивилизациями (роль и влияние которых на разных этапах развития человечества явно преувеличивали такие мыслители, как Маркс, Фукуяма, Хантингтон и другие), а противоречие между культурой и невежеством. Это противоречие воздействует на политику, экономику, на межличностные и международные отношения. Именно в невежестве и бездуховности кроется причина многих вызовов нынешней эпохи. Наиболее агрессивным проявлением этого невежества в наше время стал терроризм. В глобальную борьбу культуры и невежества включились целые государства. Но люди, общество даже в условиях нынешнего глубокого духовного кризиса не оставляют стремления обустраивать свою жизнь на основе традиционных духовных идеалов и практического опыта культуры. Инстинкт духовности, инстинкт культуры сохраняются в человеке как его сущностное качество, создавая предпосылки к духовному совершенствованию людей и преодолению невежества. Исторический процесс человеческого развития всегда дуалистичен: с одной стороны, действует культура как практика духовных идеалов: истины, добра, красоты, любви, свободы и достоинства человека, культура придает смысл и перспективы человеческой деятельности; а с другой стороны, невежество порождает ложь, зло, ненависть, унижение и приносит людям лишь череду страданий и потрясений, оставляя их без настоящего и будущего.
Россия, русский и другие народы исторического российского сообщества, наша цивилизация в целом формируются не только в своей национальной духовной среде, но и в духовном пространстве Евразии, которое исторически выступает общим полем духовного развития и духовного братства народов и стран. Отсюда и историческое формирование, при всех противоречиях и конфликтах в Евразийском пространстве, моделей соборного, солидарного развития агломераций сложных сообществ. Отсюда и значимость российского, евразийского опыта духовной культуры, в котором нуждается сегодня мировое сообщество в борьбе против терроризма, а значит, бездуховности и невежества, обеспечивая тем самым прогрессивное, солидарное развитие стран и народов».