Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Анна Кузнецова в преддверии Дня защиты детей поделилась своим мнением о воспитании, девиантном поведении среди детей, «буллинге» и «группах смерти» (из интервью ТАСС).
«Меня очень волнует тема буллинга — так теперь называют детскую травлю друг друга. Не обращать на это явление внимания, списывать его только на особенности детского поведения, подросткового поведения недопустимо ни со стороны родителей, ни со стороны педагогов…
Масштабы изменились. Благодаря соцсетям буллинг теперь становится публичным. Если раньше элементы травли встречались в отдельных классах, потоках, то теперь в буллинг одного ребенка может быть вовлечена даже не только школа, но и тысячи незнакомых подростков. «Лайки» становятся инструментом травли.
К сожалению, в обществе так заведено: пока у нас кто-то не умер, пока не случается трагедия, мы не шевелимся… Мы во многом проморгали эту проблему, не ожидали, что она станет серьезной. Мы не услышали вот этого голоса одиночества в толпе. Мы не услышали вовремя, что потребность детей на общение в интернете выросла в разы. А может, снизилась интенсивность общения в реальной жизни, по ту сторону экрана. Наша задача — увидеть тенденцию вовремя».
Отвечая на вопрос о принятии Госдумой закона, устанавливающего ответственность за вовлечение несовершеннолетних в смертельные игры и создание «групп смерти», Кузнецова отметила, что это пример того, как власти упустили из виду опасный тренд.
«Как раз тот случай, когда активная работа началась только после серии трагедий. Многие родители задумались, стали проверять телефоны и планшеты своих детей: а не сидит ли мой ребенок в этих группах? Многих это заставило задуматься, чем вообще занимаются дети в социальных сетях, в каких группах они участвуют, какая информация до них доходит.
Решение в том, чтобы дать ребенку выбор позитивного контента, стимулировать запрос на позитивную информацию. Задача государства — дать достойный ответ на этот запрос. Нужен качественный альтернативный контент. Не только в интернете, в жизни ребенка в целом. Например, доступное дополнительное образование.
У меня старшая дочь, ей 11 лет, увлеклась палеонтологией. Она знает, какие моллюски в какую эпоху жили, когда и в каком музее проходит выставка. Попросилась в палеонтологический лагерь, увлеклась раскопками, а потом с гордостью показывала мне эти косточки».