Архиепископ Феофилакт

15.03.2016

Феофилакт, архиепископ Пятигорский и Черкесский, – о прощении и поприще Великого поста.

«Сегодня Господь и Спаситель Христос зовет всех нас к прощению. Этот призыв, обращенный к каждому из нас, прежде всего, в каждом из нас ищет нашу верность Самому Богу. Ведь прощение, которое мы подаем и которым мы живем, – это тот самый залог присутствия Божия в каждом из нас. И об этом говорит нам Евангелие: если вы простите, то и вам Господь оставит.

Что же означает «простить»? Вроде бы, все так ясно и понятно на первый взгляд. Но простить, прежде всего, означает запастись большим терпением и старанием, как бывает во время болезни, чтобы мало-помалу излечить язву боли в себе самом, язву, которую нанесли нам наши обидчики.

Простить – это постепенно, изо дня в день, по-новому смотреть в сторону  того человека, имя которого для тебя созвучно со словами «боль» и «страдание», это понемногу в своем сердце, как во время лечения, находить лекарство, чтобы исцелять его.

Боль непрощенного сердца – это обиды. Боль непрощенного сердца – это неверие и подозрение. Боль непрощенного сердца в конце концов в человеке развивает страшный грех гордости, себялюбия, самомнения. И смотришь – сначала это была боль в тебе, а теперь ты этим как бы хвалишься, превозносясь над другим человеком, и подвергаешь себя страшной опасности.

Пост – это время очень внимательного и честного рассмотрения своей собственной жизни, это внимательное рассмотрение своего сердца и поименование того, что является во мне моим сокровищем. Что я так берегу – страх? Что я берегу в своем сердце – боязни, ужасы? Что я берегу в своем сердце – боли, непрощение, непонимание, обиды, горечи? Что в моем сердце так бережно сохраняется, как будто бы это какая-то ценность? От этого бы давно стоило избавиться.

Но посмотри на себя, как ты бережно хранишь в себе злые слова других людей и как небрежно ты хранишь слова добрые. Как нередко ты бережно хранишь чьи-то обиды и несовершенства и, постоянно возвращаясь к ним, говоришь о них. И как небрежно ты относишься к самому себе и к своему совершенству, не заботясь о своей жизни, как будто бы она потеряла ценность.

Лекарство Великого поста, которое наступает совсем скоро для каждого из нас,  – это еще лекарство радости во Христе. Что же значит радоваться во Христе? Это значит через свое прощение уступить место для Самого Бога. Это значит свою боль и обиду обменять на такие слова: «Господи, ты даешь всякое прощение. Я прощаю. Помоги мне, Боже, простить. Помоги мне, Боже, моему неверию. И Сам, Господи, прости и мне мои грехи. И меня прости, Боже».

Радость о Христе – это всецелая надежда на Него, это всегдашнее призывание Его святого имени и всецелое положение себя в Его руки. Радость во Христе – это значит изъять себя из человеческих рук, когда мы живем зависимо от слов и мнений, и вернуть себя в руки Божии, в зависимость от Его милости к нам, в зависимость и от нашей надежды на Него, которую мы выражаем в чистоте нашей жизни.

Апостол, повторяя слова Христа, говорит нам: ты же когда постишься, умой лицо твое и помажь елеем радости. Это означает: очисть свою жизнь от всякой скверны, отрешись от этой скверны и прекрати возвращаться к ней, как пес возвращается на свою блевотину, по слову пророка.

Омыть лицо свое – означает повернуться вспять от горящего, гибнущего города и идти прочь, и не оборачиваться к прежней жизни, как это сделал Лот со своим семейством. Омыть лицо свое – означает оставить всякий отпечаток своей жизни, который наложили на тебя твои же собственные страхи и страдания, твои грехи и пороки, и выбелить свою жизнь, как чистое полотно, вновь облачившись в него, как на праздник.

«Помажь главу свою елеем» означает: сделай жизнь свою жертвенной и в особенности по отношению к тем, кто в твоем сердце вспоминается с болью. Ведь елей – это не только символ исцеления и милости, это еще и символ жертвы.

Чтобы простить человека, нужно начать молиться за него и творить ему милости. И тогда гнев и боль исцелятся в тишину и надежду. Но это исцеление – путь к Самому Христу.

И Господь, говорит нам сегодня апостол, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не наградами человеческой славы, не наградами человеческой чести и блистания, а наградами блистания в тебе Его образа. И воздаяние Божие – это то, что не может дать нам никто из людей: это тишина нашего сердца, это радость присутствия Бога, это твердая надежда на Него, как бывает такая радость у того, кто с любовью за тех, кто дорог, идет в смертном бою в атаку без страха и смущения, веря, что его и жизнь, и смерть – все в руках Божиих, все ради Господа.

И Господь твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И пусть это явное воздаяние будет у каждого из нас как дар этого Великого поста, Его, Господа и Спасителя Христа, милость и прощение всем нам.

Христос зовет нас умыть лицо свое, дает нам елей своего прощения и говорит нам помазать им свою душу и свое сердце. И чтобы это лекарство начало действовать, откроем свое сердце и свою душу пред Богом и принесем наше Ему покаяние, покажем Ему свои раны, чтобы Он исцелил.

Испросим прощение у тех, кого обидели и огорчили, к кому были несправедливы и жестоки, с кем мы не были людьми верными и верующими. Подадим и сами прощение просящим нас простить и начнем прощать, не забывать, а помнить: но по-другому – как имя, произносимое перед лицом Божиим.

Господь Вседержитель Христос да поможет в этом всем нам через прощение и поприще Великого поста приблизить к Его Царству. А Его Царство в нас найти, просветить, утвердить, чтобы Он, видящий тайное, воздал нам явно. Аминь».