Глава региона Юнус-Бек Евкуров дал большое эксклюзивное интервью информационно-аналитическому порталу «Кавказ Сегодня», приуроченное к 25-летию образования Республики Ингушетия.
- Юнус-Бек Баматгиреевич, 25-летие образования республики - это ее молодость или зрелость?
- Я думаю, что это ее зрелость. Все-таки - 25 лет! И по человеческим меркам это возраст зрелости: в плане принятия решений, ответственности в реализации этих решений. Если оглянуться назад и посмотреть на наполненность, на содержательность, на трудности этих 25 лет - целая эпоха. Сегодня мы наблюдаем, что республика состоялась во всех направлениях.
- Что, по-Вашему, важнее для руководителя региона: верить в людей или чтобы люди верили в Вас?
- Думаю, важнее второе - чтобы в меня верили люди. А если люди в меня будут верить, то и мне будет намного легче. Что же касается моей собственной веры в людей, то я в свой народ верю безраздельно.
- Сегодня Вы – состоявшийся мужчина, человек, политик, государственный деятель, в полном рассвете сил. Главная цель в Вашей жизни, которой вы бы хотели добиться?
- Насчет состоявшегося «политика и государственного деятеля» рано, наверное, говорить, но главная цель в моей жизни – успешно завершить все те хорошие начинания, которые мы сегодня в республике проводим. Это что касается работы... А цель в личной жизни – вырастить своих детей достойными людьми. Чтобы ими гордился тейп, ингушский народ, наша страна. Чтобы, в свою очередь, в том же духе воспитывали и своих детей, будущее поколение нашего народа. Думаю, это очень важно для любого мужчины.
- Какие главные факторы определяют социально-экономическое развитие Ингушетии? Что составляет основу этого развития - туризм, сельское хозяйство, промышленность, инвестиции?
- Если раньше можно было бы говорить только об агропромышленном комплексе, то сейчас у нас, конечно, целый ряд направлений, по которым есть хорошие перспективы. Да, основу экономики Ингушетии составляет сельское хозяйство. Это было задолжено исторически. Но сегодня у нас довольно хорошие возможности для повышения экономического потенциала и в других сферах. Считаю, что большую роль здесь, конечно, играет малое и среднее предпринимательство. Поддержка данной сферы дает неплохие результаты, о чем свидетельствует опыт последних лет.
Перспективный вектор в этом направлении, хоть пока и без особой доходности, но при этом весьма влияющий на занятость населения, - это туристический потенциал. Да, здесь необходимо потрудиться: нужна инфраструктура, нужны специалисты, нужны технологии, средства, реклама… Но, на мой взгляд, все затраты и усилия в конечном итоге окупятся с лихвой.
Большое внимание уделяем развитию промышленности, особенно в сфере производства строительных материалов. Неплохие возможности у швейного производства… Думаю, мы сможем добиться определенных успехов в каждом из этих направлений, способных дать хороший стимул социально-экономическому развитию республики.
- А в чем, на Ваш взгляд, состоят долгосрочные проблемы региона? Что для вас представляется наиболее сложным на данном этапе развития республики?
- Ну, это не только на данном этапе... Я с первого дня на должности руководителя региона думал об этом, изучал тему... Во-первых, конечно, фундаментальная проблема – сложности в сфере образования. Именно на образовании необходимо максимально заострить внимание на всех этапах развития республики. Потому что, имея пробелы в этой сфере, мы не добьемся ничего в любой другой. И это как раз та проблема, которую мы не можем решить самостоятельно, без федеральной поддержки.
Сейчас вышел Указ Президента России о десятилетии детства. Очень важный документ! С его помощью мы сможем нарастить темпы строительства дошкольных учреждений, грамотно и качественно организовать систему общего и дополнительного образования, полноценное функционирование спортивных и культурных объектов… Это одна из главных проблем, которую нам предстоит решить.
Второй сложный момент – инфраструктура республики... С учетом скудности нашего бюджета, очень сложно рассчитывать только на собственные средства. И, должен сказать, федеральные структуры нам помогают.
Третье направление - жилье для людей. Ситуация с переселением из ветхого и аварийного жилья тоже нуждается в существенной поддержке со стороны властей – и региональных, и федеральных. Сколько бы мы ни говорили, что это частное дело собственников частного жилья, но не оказывать помощь людям мы не можем.
Очень важна поддержка в обеспечении жильем молодых семей. Молодежи много, каждый день – свадьбы. И это замечательно! Но любой позитив имеет теневую сторону. Нам сложно выделить средства, чтобы достойно поддержать молодых ребят. И те программы, которые существуют на сегодня, не позволяют нам сделать это в полной мере. Но мы будем двигаться в данном направлении. Будем изыскивать средства, новые возможности.
- Что определяет состоятельность региона и величие народа?
- Самый главный фактор состоятельности региона - это его стабильность. Стабильность во всех сферах. Почему? Да потому что стабильность всегда позволяет максимально спокойно идти вперед, развиваться, решать самые важные и сложные вопросы. Это первое.
Второй важный момент - потенциал, который должен присутствовать в регионе, чтобы он мог считать состоятельным. Это инфраструктура, социально-экономический ресурс... И самое главное - человеческий потенциал. Это огромное богатство, которое состоит из людей грамотных, образованных, понимающих суть своего предназначения, знающих историю своего народа, ясно сознающих дальнейшие перспективы его развития. Именно такая совокупность элементов позволяет считать себя состоявшимся любому региону. В том числе и Ингушетии.
- Все народы Кавказа вроде бы проживают очень компактно, но все равно очень отличаются друг от друга. Как можно кратко охарактеризовать отличие ингушей от других народов? Какую бы вы выбрали индивидуальную характеристику для своего народа?
- Я бы не делал этого. На Кавказе все народы уникальны и самобытны, но главная цель – искать не отличия, а общие черты. Да, самобытность есть у каждого народа, но в целом, если сравнивать кавказские народы с населением, скажем, Сибири, Дальнего Востока или Северо-Запада страны, то у кавказцев намного больше общего, чем различий.
Ингуши не являются исключением в этом ряду. У нас общая история, общие черты, общее будущее в составе великой России. Мы живем и развиваемся вместе. Ингушетия сегодня делает все, чтобы наш регион был достойно представлен в дружной семье народов Российской Федерации.
Да, у нас есть некая «соревновательность» - в плане создания новых рабочих мест, в количестве достойных спортивных побед, в экономических, социальных достижениях, в условиях комфортной жизни для населения... Но мы все – одна семья! Кстати, мне сегодня очень приятно, что в масштабах всей страны, по данным Росстата, наша республика вышла на первое место по продолжительности жизни - 80 лет!
Это большой плюс, это огромный потенциал, это достойный предмет для гордости. И он тоже имеет свои объективные причины.
- А внешние признаки, особенности, достопримечательности? У кого-то есть Эйфелева башня, у кого-то - матрешки. По каким символам можно идентифицировать Ингушетию?
- В первую очередь, это то, что оставил нам Создатель, природа и наши предки. «Колыбель Ингушетии» - Джейрахский район, славящийся башенными архитектурными комплексами. Сегодня башни Ингушетии - наш национальный бренд, который может достойно представлять уникальную символику целого народа. Это наше все…
Мы сегодня успешно позиционируем город Магас как самую молодую столицу среди российских регионов. Делаем из него яркую и достойно оформленную визитную карточку республики. Здесь в том числе играет большую роль Башня Согласия как главная туристическая составляющая столицы республики. Она уникальна, величественна, символична и, на мой взгляд, очень гармонично вписывается в архитектурный облик молодой столицы.
- Главные качества ингушей хорошо известны. Это честь, доблесть, достоинство, гордость. Ингушский народ – народ-воин, народ-строитель, народ-труженик. А какое место во всех этих характеристиках занимает патриотизм, любовь как к малой, так и к большой Родине?
- Это чувство занимает особое место в наших сердцах. Мы гордимся своими достойными предками, которые оставили нам великое наследие, великую историю.
Да, многое потеряно... Ингушским народом пережита депортация... Многое было, грубо говоря, украдено из нашей истории. И мы сейчас это все восстанавливаем, ищем и находим, буквально по крупицам. Спасибо различным архивным службам нашей страны и другим организациям, которые возвращают нам то, что было утеряно. Мы сейчас поднимаем огромный пласт истории наших предков с древних времен, узнаем многое, в том числе из сказочных, былинных источников, а также из тех реалий, которые складывались с нашим народом во все времена.
Когда-то мы начинали воспитывать подрастающее поколение на примерах революционного периода, Первой мировой, Гражданской войны, Великой Отечественной. И как-то забыли об истории нашего народа из глубины веков. Конечно, сегодня все это восстанавливается, мы видим, что у ингушей есть глубокие корни. И это позволяет людям более патриотично относиться к своему народу, к своей истории, к той миссии, которая стоит перед нашим народом сегодня. Именно это позволяет Ингушетии более уверенно себя чувствовать среди своих регионов-сверстников...
Мы уже серьезно поработали над поиском исторического наследия ингушского народа в Первой мировой войне. И та акция, которая была проведена по ингушскому полку в составе «Дикой дивизии», - яркий тому пример. Также по русско-японской войне поработали, по различным другим направлениям... Особенно значимых результатов мы добились по линии Великой Отечественной. Многие герои были несправедливо забыты... Мы этот пласт подняли, узнали о многих земляках, наших предках, которые заслуживают более достойной памяти.
Яркий пример: три-четыре года назад мы на Мамаевом кургане увековечили память наших соотечественников. Там целая история. Более 90 погибших земляков на этом кургане отмечены.
Такая же история с Брестской крепостью, с битвой на Курской дуге, под Прохоровкой... Мы восстановили имена всех наших земляков, которые были удостоены звания Героя Советского Союза, и у которых это звание было незаслуженно отнято - только потому, что к ним «пришиты» какие-то ярлыки. Эти люди достойно воевали. И если брать уж самые яркие исторические моменты, то последний защитник Брестской крепости, прототип многих историй и фильмов - наш Уматгирей Барханоев.
Еще один Герой Советского Союза, достойнейший человек, которого знают как Володю Приходько, оказался в итоге нашим земляком Абдуллой Цороевым... Легендарный разведчик... Если раньше нашей молодежи в этом историческом периоде не на кого было оглянуться, то сейчас все иначе.
- Есть на кого равняться, кем гордиться...
- Да, есть. В том числе мы сегодня изучаем корни свого происхождения. Это тоже показатель того, что мы, наряду с другими народами Кавказа, имеем общее историческое наследие, прошлое... Именно на этом нужно воспитывать молодежь.
- Говорят: век живи - век учись... Есть еще что-то такое, чему бы Вы хотели научиться?
- В жизни всегда нужно чему-то учиться... Бывая в разных регионах, много учусь тому, как мои коллеги, главы субъектов, делают что-то полезное для своих людей, чего-то добиваются. Я бываю на различных объектах, внимательно изучаю инфраструктуру, делаю полезные выводы для себя...
Пока на этой должности находишься, каждый день чему-то учишься. И не только посещая другие регионы, а, например, просто просматривая социальные сети. Сколько бы мы ни прожили, всегда учимся чему-то новому. Именно поэтому данная пословица актуальна во все времена.
- Терпимость к недостаткам — это сила или слабость?
- Это сила, однозначно... Но при одном условии: если человек в последующем делает выводы и исправляет эти недостатки. А если он терпимо относится к своим недостаткам и не только не исправляет их, но и дальше их накапливает, то это слабость. И с его стороны, и со стороны того, кто относится к ним терпимо.
Недостатки всегда есть и в людях, и в работе, главное – своевременно делать правильные выводы и, не отчаиваясь, двигаться вперед.
- Для Вас что важнее: истина или комфорт?
- Истина. Потому что без истины не будет и комфорта.
- Но ведь истина может быть не совсем удобной...
- Да и «комфорт» может быть не очень удобным. Зачем строить комфорт на лукавстве, когда можно жить по истине?
- А на чем в жизни Вы учились больше: на ошибках или достижениях?
- Здесь, я считаю, должно присутствовать разумный баланс между ошибками, достижениями и возможностями выстраивать дальнейшие планы. Так что учиться можно и на ошибках, и на достижениях, если они дают возможность роста.
- Есть ли в жизни такой вопрос, на который Вы не смогли найти ответ?
- В жизни есть много вопросов, на которые мы не можем найти ответы. А самый важный из них так просто и не определишь... Ночью темно - ничего вроде бы не видно, но при желании многое можно увидеть. Или, наоборот, днем светло – а много вещей не замечаешь... Философский вопрос!
- Есть ли что-то, за что Вы бы хотели получить прощение Всевышнего?
- Наверное, какого-то такого определенного, конкретного поступка нет... Но, думаю, любой хочет за что-то получить прощение. Часто жалеешь, что, когда родители были живы, не уделял им должного внимания... А ведь мог бы лишнюю минуту с ними побыть... Где-то ослушался, где-то поступил наперекор... Где-то я сам - из жалости или отцовской любви - упустил детей в воспитании...
Это вещи, за которые по религии, по адатам, мужчины на Кавказе должны отвечать перед Всевышним. Как руководитель республики, хочу прощения за те вопросы, которые я просто физически не могу разрешить. Есть упущения.... Должность такая.
- Могли бы Вы назвать самое сложное решение в своей жизни?
- Было такое... Это когда я должен был согласиться на должность главы республики. Очень тяжелый выбор. На тот момент я не являлся политиком, был кадровым военным. Было сложно потому что... Потому что на должности главы региона отвечаешь за все. Буквально за все.
- Не пожалели ни разу об этом решении?
- Жалеть я и не должен был. Зачем жалеть? Принял решение – соответствуй, назад хода нет. Но при этом данное решение было самым сложным в моей жизни.
- Говорят, мужчина должен в жизни сделать три главных дела: построить дом, посадить дерево, вырастить сына. Некоторые говорят, что еще нужно сходить на войну и написать книгу. А Вы могли бы что-то добавить к этому списку?
- Ну, я думаю, что сходить на войну и написать книгу - это в планах и мечтах того, кто никогда не видел войны и не писал книг. А вот построить дом и воспитать сына - это, конечно, очень важно. Под «сыном» я подразумеваю всю семью в целом. Достойно воспитать детей, семью создать - эти вещи должны быть для мужчины приоритетом. Потому что остальное все прилагается. Это первое. Во-вторых, от реализации этих планов вообще зависит, состоялся ли ты как человек.
- Какое событие в жизни Вы считаете главным успехом, а какое - главной неудачей?
- Не буду говорить про неудачу. Не буду гневить Всевышнего. Все у нас в республике хорошо. Мы довольно серьезно шагнули вперед по сравнению с другими регионами... А главный успех - это то, что нам всем вместе с органами правопорядка удалось стабилизировать обстановку и сделать регион более привлекательным во многих аспектах – в плане инвестиций, в плане развития туризма.
- Есть ли у Вас заветная мечта?
- Много чего, конечно, чего хотелось бы сделать для своего региона. Есть ряд различных проектов, которые хотелось бы осуществить. Но в данный момент мечтаю, что когда-нибудь наши хоккеисты будут играть в профессиональной хоккейной лиге.
- Если бы Вы написали книгу, как бы ее назвали?
- Пока не скажу, как бы я ее назвал... Написать сначала нужно. Хотя, может быть, когда-нибудь я и напишу книгу. Тогда и название придумаю...
Моя жизнь – это жизнь представителя крестьянского происхождения. Она была сложна, трудна... Мы росли в многодетной семье, многое видели, многое испытали... И я хотел бы рассказать о своем жизненном опыте - как отец должен воспитывать своих детей, как должен беречь семью, строить ее будущее...
Мой отец работал день и ночь. Он не знал ни покоя, ни отдыха... И мать точно так же работала. И мы смогли сохранить достоинство, смогли достичь чего-то в жизни... Мы были довольны тем, что Всевышний давал нам по мере нашего труда. Поэтому, наверное, я назвал бы свою книгу «Уроки жизни». Но написана она будет не сейчас...