Генеральный директор ПАО «МРСК Северного Кавказа» Юрий Зайцев подвел итоги года и рассказал о перспективах энергетической сферы в интервью порталу «Кавказ Сегодня».
— В конце года принято подводить черту. Каковы основные итоги работы МРСК Северного Кавказа в 2016?
— От Министерства энергетики РФ компания в срок получила наш главный документ – паспорт готовности к осенне-зимнему периоду 2016—2017 гг. Это стало возможным благодаря вовремя выполненному комплексу ремонтных работ и подготовке к самому сложному периоду. Не допустили мы и роста аварийности, а перерывы электроснабжения снизились на четверть, экономический ущерб – наполовину. Нашими подразделениями полностью выполнена ремонтная программа, которая будет профинансирована за год в размере 1 миллиарда 242,76 миллионов рублей.
Инвестиционная программа предусматривает по итогам года ввод 52,73 км новых линий электропередачи и 34,7 МВА трансформаторной мощности.
В Северной Осетии в завершающую стадию вошло строительство подстанции 110 кВ «Парковая», которая обеспечит электроснабжением новые пять микрорайонов районы на западе Владикавказа. В Ставрополе заканчивается реконструкция подстанции 110 кВ «Северная», тем самым окончательно будут устранены последствия аварии 2014 года, а сам питающий центр выйдет на новый технический уровень.
Часть средств инвестпрограммы направлена на комплексную программу мер по снижению сверхнормативных потерь на территории Чеченской Республики, техприсоединения новых потребителей и подготовку к зиме.
В целом за год мы прогнозируем выполнение 6,64 тыс. заявок на технологическое присоединение к сетям электроустановок потребителей на 315,8 МВт мощности, тогда как в прошлом году было присоединено 195 МВт.
Потери электроэнергии по всем семи регионам деятельности МРСК Северного Кавказа удалось снизить на 0,15%. Результаты этой работы еще более заметны в Ингушетии – снижение на 16,66%, в Дагестане – на 7,69%, в Чечне – на 6,41%.
— У вас есть филиалы во всех регионах Северного Кавказа. Какой из них может похвастаться самыми лучшими показателями? И по каким критериям вы их оцениваете?
— Ежемесячно мы подводим итоги нашего внутреннего конкурса на звание лучшего подразделения – от целого филиала или управляемого общества до района электрических сетей или даже участка электрических сетей или отделения энергосбыта. В отдельные месяцы победителями становились различные филиалы компании – в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, на Ставрополье, сбытовые компании – в тех же регионах, а вот некоторые отделения сбыта были отмечены и в Ингушетии и в Дагестане. Основные критерии конкурса – качественное выполнение производственных показателей по ремонтным работам, сбору платежей, плановым потерям, работе с потребителями и т. д.
— Одна из ваших задач — создание благоприятного инвестиционного климата в СКФО. Насколько он сегодня благоприятен? Кризис сказался на активности инвесторов?
— От развития инфрастуктуры, доступности технологического подключения к сетям сегодня зависит любой мало-мальски значимый проект. Еще несколько лет назад на Северном Кавказе был ощутимый рост промышленного производства, строилось множество объектов, а потребление электроэнергии увеличивалось на 5—6% в год. Энергетика в таких условиях должна расти опережающими темпами – нам надо понимать, где и в каком объеме у нас в ближайшие годы может возникнуть спрос на подключение. Поэтому инвестиционная программа учитывала возможный рост. Основные капвложения тогда и сейчас мы направляем на улучшение пропускной способности сетей, на увеличение трансформаторной мощности ключевых подстанций, строительство новых. Создана интерактивная карта загрузки питающих центров на нашем сайте, где можно увидеть открытые и закрытые центры питания.
Сейчас ситуация такова, что рост потребления заметно убавился, в некоторых регионах даже было снижение энергопотребления. В этом году нагрузка на сети МРСК Северного Кавказа возросла на 1,9%. Наибольший рост по энергопотреблению мы наблюдаем в сетях АО «Чеченэнерго» – на 6,9% и АО «Дагестанская сетевая компания» – на 5%.
— Что может оттолкнуть потенциального инвестора, а что может привлечь?
— При планировании любого проекта необходимо учитывать доступность энергетической инфраструктуры, просчитывать необходимые затраты на техприсоединение. Бывает, что объекты отдельных горе-предпринимателей строятся без официального подключения, без учета инвестиционной составляющей и потом начинаются просьбы, мольбы, давление, даже незаконные действия по подключению к нашим сетям. Но ведь очевидно — если оформить все на законных основаниях, никаких проблем не возникнет. Спрос на техприсоединение к сетям МРСК Северного Кавказа за пять лет вырос на 30%, и, несмотря на увеличение нагрузки, за три последних года энергетиками сроки подключения к сетям сокращены на пятнадцать дней.
Есть и обратные примеры. На окраине Пятигорска мы в кратчайшие сроки провели для трех будущих крупных гипермаркетов кабельную линию, построили трансформаторную подстанцию. Теперь же заказчик сообщил, что проект откладывается минимум до 2019 года. Объем вложений с нашей стороны составил 64 млн рублей, заказчик оплатил только часть денег.
— Насколько быстро инвестиции, которые направляются в сферу электроэнергетики, окупаются?
— Это практически невозможно просчитать – наши инвестиции всегда носят отчасти социальный характер. То есть сегодня мы вкладываем гораздо больше, чем со временем вернется через тариф. А если учесть, что наши инвестиционные программы обеспечены всего лишь на четверть от потребности, а в отдельных регионах пытаются урезать в тарифах не только инвестиционную часть, но и даже зарплатную, то об окупаемости можно вообще даже не мечтать.
— На самом деле, думаю, читателям интересно, как происходит процесс вложения инвестиций. Это передача акций? Открытие дочерних предприятий?
— Инвестиции в электроэнергетике планируются, в основном, за счет тарифных источников. То есть, в каждом киловатте, который оплачивает потребитель, заложены средства на развитие сетей. Если регион их не заложил, то развивать и строить новые объекты – сети, подстанции, обновлять технику для обслуживания в этом субъекте мы не сможем. Только поддерживать сетевой комплекс в рабочем состоянии. В сложных случаях, конечно, инвестиции производятся за счет допэмиссии акций компании для дальнейшего строительства конкретных объектов.
Здесь хочется отметить, что некоторые ошибочно полагают, что тариф устанавливают электросетевые или сбытовые компании, то есть сами энергетики, причем так, как им выгодно, и в росте тарифов порой винят энергетиков. Хочу пояснить, что энергетические компании не правомочны заниматься формированием расценок на электроэнергию.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предельные уровни тарифов (минимум и максимум) ежегодно устанавливает Федеральная антимонопольная служба. В каждом субъекте РФ специалисты тарифных служб (комиссий) оценивают их целесообразность и устанавливают тариф, то есть конечную цену на электроэнергию в своем регионе. Проще говоря, на основании расчетов энергетиков тариф устанавливает государственный орган, состоящий из представителей власти края, области или республики.
— В зимний период нередкими бывают случаи отключений электричества из-за проблем на линиях электропередачи. Как боретесь с этим? Хватает ли средств? Ведь это требует колоссальных вложений.
— Для восстановления электроснабжения в таких случаях у нашей компании существует мощная техническая база, подготовленные специалисты. Для аварийно-восстановительных работ на линиях мы можем привлечь 591 бригаду и 36 мобильных бригад. Создан аварийный запас необходимых материалов и оборудования.
Отключения чаще всего происходят из-за неблагоприятных погодных условий – ураганного ветра, снегопада, гололедообразования. На самых проблемных линиях электропередачи существуют системы плавки гололеда, оснащенные сопутствующими датчиками, определяющими гололёдообразование.
В рамках подготовки к осенне-зимнему периоду проведено 40 внутренних противоаварийных тренировок и 20 совместно с МЧС РФ.
Поскольку очень часто причиной нарушений электроснабжения является падение деревьев и веток на провода, особое внимание уделяем расчистке просек, за этот год работы проведены на площади 1 657,1 га. Дополнительно к этому они были расширены еще на 3,2 га.
— Из-за энерговоров компания несет значительные потери. Как боретесь с ними? Как в этой области взаимодействуете с правоохранительными органами и местными властями?
— Это массовая проблема, мы отвлекаем на борьбу с этим злом значительные силы и средства, но другого выхода попросту нет. Бороться против энерговоров будем целенаправленно и без послаблений. Инструмент здесь только один – проведение массовых проверок абонентов частного сектора. Ведь именно физические лица являются проблемной категорией для энергетиков. За 11 месяцев составлено 13 966 акта неучтенного потребления на 174,8 млн кВт/ч или общую сумму 320 млн рублей.
Недобросовестные потребители идут на всяческие ухищрения, чтобы факт их незаконного пользования электроэнергией остался незамеченным. Но большинство из них попросту ворует электроэнергию путем набросов проводов и незаконных подключений к питающей линии на улице.
Вышеперечисленные факты выявить относительно легко. Но есть случаи, которые требуют и длительного времени, и высокого профессионального уровня. Например, нашей службой безопасности недавно была раскрыта самая настоящая организованная преступная группа в Ставрополе, которая тайно похищала электроэнергию с помощью вмешательства в приборы учета электроэнергии, установленные на объектах частных предпринимателей краевого центра. Ими было похищено электроэнергии на сумму более 10 миллионов рублей. Дополнительно от действий злоумышленников установлен ущерб в размере около 1,8 миллионов рублей. В преступную группу входили, в том числе, и ответственные работники ставропольских электросетей. Разработка преступной группы продолжалась длительное время с привлечением оперативных сотрудников МВД и ФСБ. Сейчас все подозреваемые задержаны, заведены три уголовных дела, которые будут объединяться в одно, вскрываются и новые факты в процессе расследования. Масштаб всей деятельности этой ОПГ еще только предстоит установить.
С начала года компания направила в правоохранительные органы 4 083 обращений о правонарушениях по неучтенному потреблению электроэнергии, предусмотренных КоАП РФ. Привлечено к административной ответственности 538 потребителей, по остальным фактам проводится проверка правоохранительными органами.
Кроме того, подаем иски по выявленным фактам бездоговорного потребления. С начала года подано 235 исков о взыскании долга за бездоговорное потребление на общую сумму 16,9 млн руб. Уже удовлетворены требования сетевых компаний по 71 иску на 6,9 млн руб.
— Можете назвать самых злостных неплательщиков?
— Как показал анализ, это территориальные сетевые организации (ТСО), энергосбытовые компании-перепродавцы, предприятия ЖКХ, бюджетные предприятия и учреждения. Всех перечислять не имеет смысла, так как наберется внушительный список в несколько десятков организаций.
Чтобы восстановить справедливость и вернуть компании заработанные средства, мы используем все предусмотренные законодательством меры. Результат есть – сбор денежных средств с потребителей в сравнении с прошлогодними показателями вырос на 889 миллионов рублей.
Но и задолженность потребителей электроэнергии в СКФО возросла с начала года на 3,15 миллиардов рублей и на 1 декабря т. г. достигла 19,6 млрд рублей, а уровень расчетов составил 80,7%.
Несмотря на все проблемы, удалось несколько улучшить уровень оплаты по важнейшей для нас статье – за услуги по передаче электроэнергии с 89% в прошлом году до 95% в нынешнем.
Группой компаний МРСК Северного Кавказа за 11 месяцев этого года подано 36,6 тыс. исков о взыскании долга за оказанные услуги по передаче и поставленную потребителям электроэнергию на сумму 7 млрд 18,9 млн руб.
Приняты в пользу Обществ судебные акты по 20,89 тыс. делам на сумму 3 млрд 437,46 млн руб. Удовлетворено 177 исков на сумму 1 млрд 718,7 млн руб.
За поставку электроэнергии гарантирующими поставщиками СКФО подано 36,4 тыс. исков о взыскании долга на сумму 2 млрд 631,7 млн руб. Приняты судебные акты по 20,7 тыс. делам на сумму 1 млрд 718,8 млн руб.
— Если сравнивать картину на Северном Кавказе с общероссийской: где мы «проседаем», а где превосходим другие федеральные округи?
— У нас довольно неплохие возможности для создания новых производств, технологического присоединения практически по всем регионам. Безусловно, у нас в республиках СКФО достаточно привлекательные тарифы на электроэнергию благодаря действующим льготам при покупке электроэнергии с оптового рынка. Однако, как уже я отмечал, бизнес не очень-то торопится создавать здесь новые производства.
А вот по долгам хвалиться нечем – более 50% всей задолженности за энергоресурсы в России приходится именно на Северный Кавказ. Здесь регионам необходимо подтягиваться до обеспечения 100-процентной оплаты, этого требует и Правительственная комиссия по развитию Северо-Кавказского федерального округа под председательством Дмитрия Медведева.
— Сегодня на дворе XXI век – эра новых технологий, но, к сожалению, еще не все жители Северного Кавказа обеспечены электричеством. Как решить эту важнейшую задачу и, главное, когда она будет полностью решена?
— На Северном Кавказе даже в самые отдаленные горные села электроэнергия проведена – благодаря программе электрификации в СССР. И если где-то и есть проблемы с электроснабжением, то это еще не оформленные и нигде не состоящие на учете поселки и микрорайоны, количество которых в некоторых субъектах Северного Кавказа в последнее время резко возросло. Но и там мы пытаемся решать эту проблему, идти людям навстречу. Как раз для того чтобы таких проблем было меньше, необходимо в каждом субъекте сформировать новую схему инвестиционного развития энергокомплекса на 2017 год и далее, что пока есть не во всех субъектах. В противном случае, все проекты, связанные с инвестиционными вложениями, будут невозможны.
Сегодня у нас широко используются самые современные технологии – взять хотя бы программу оснащения потребителей приборами учета с дистанционной передачей данных. Другое дело, что сейчас есть острая потребность в модернизации и строительстве новых линий электропередачи, которые заменят обветшавшую за последние десятки лет инфраструктуру.
Однако с потребительским подходом мы далеко не продвинемся. Там, где предпочитают воровать, а не покупать электроэнергию, где региональные власти не хотят закладывать в тариф средства на развитие сетей, где огромная долговая нагрузка тяжелым бременем ложится на нашу компанию, надеяться на быстрое и эффективное развитие электросетевого комплекса не стоит. Чудес не бывает. Так что давайте быть честными друг с другом и сами заботиться о нашем прекрасном Северном Кавказе.