Известный политтехнолог с многолетним опытом, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев рассказал в беседе с корреспондентом «Кавказ Сегодня» о региональных электоральных особенностях, роли глав субъектов в политической картине и том, как друг от друга отличаются результаты выборов в небольших городах и мегаполисах.
- Константин Эдуардович, Вы работали во многих регионах России в предвыборные периоды. В субъектах наблюдается определенная специфика или ситуация по стране похожая?
- Есть региональная специфика, которая определяется и этноконфессиональным составом населения и, скажем так, политически-электоральными традициями. На самом деле, большую роль играет и близость к столицам, и, конечно же, количество жителей, потому что понятно, что миллионники выглядят с точки зрения электоральных предпочтений, с точки зрения поведения избирателей, совсем по-другому - отличаются от страны в целом. Нельзя также забывать о соотношении в городе или регионе людей самозанятых и бюджетников... Понятно, что у каждого региона в этом своя специфика.
- А что касается СКФО?
- Своя специфика, конечно, есть и у регионов Северного Кавказа. Например, возьмем Дагестан. Это самый многонациональный субъект России. Для того, чтобы избежать ситуации, при которой представители определенного этноса голосуют «за своего», в республике не проводятся прямые выборы главы региона.
Есть свои особенности и в Чечне, и в Кабардино-Балкарии, и в Ставропольском крае. Что касается выборов, если общефедеральный тренд доминирует, то эти особенности нивелируются. Условно говоря, если проанализировать уровень поддержки Президента страны Владимира Путина и партии «Единая Россия», то он будет примерно одинаков во всех субъектах, за исключением, может быть, столиц.
- Там выше или ниже?
- В столицах немного ниже.
- Почему?
- Там люди более искушенные, более критически мыслящие, более скептически настроенные.
- Говоря «столицы», Вы имеете ввиду и Северную столицу - родину нашего Президента?
- Да. И Северную столицу тоже. Хотя, стоит отметить, что в этот раз, по понятным причинам, результаты «партии власти» были очень даже неплохими. Она получила серьезную поддержку избирателей и в мегаполисах, и в небольших городах.
Есть еще некоторые загвоздки, связанные с непопулярностью руководителей тех или иных регионов. Где «Единая Россия» недобирает результаты? Там, где непопулярен глава региона.
На самом деле, голосование против «Единой России» является формой протестного поведения. Но это - протест не против Путина и его курса, не против власти, а против региональных «единоросов», которые непопулярны. Поэтому в субъектах, где непопулярны губернаторы, у партии могут быть сложности.
- Считаете ли Вы, что в предвыборной кампании все решают деньги?
- Нет! Однозначно, нет. Деньги не являются главным ресурсом. Важным, но не главным. И, как показывает опыт, самые дорогие выборные кампании, зачастую, оказываются самыми бессмысленными, бесполезными. То есть, много примеров, когда очень богатые кандидаты проигрывают, а выигрывают люди менее обеспеченные ресурсами, но репутационно устойчивые, работоспособные. И, самое главное, - для успеха на выборах очень важна активность в межвыборный период.
Одно дело, когда человек включается в последний месяц и начинает деньги разбрасывать, а другое дело, когда работает в течение двух-трех или пяти лет между выборами.
- Открыт ли российский электорат для общения с политическими силами или люди абстрагируются от политики?
- Интерес к политике присутствует, хотя, я бы сказал, что проблемы есть. Есть группа граждан, которая вообще сомневается в необходимости существования парламента, есть те, кто предпочел бы самодержавие, есть те, кто выступал бы за анархию. Однако, большинство избирателей, большинство россиян - рациональные, здравомыслящие люди. Интерес к политике не настолько высок, как, может быть, хотелось бы, но он заметно растет. В первую очередь, это интерес к обеспечению стабильности, интерес к устойчивому развитию общества. То есть, политика выступает инструментом обеспечения стабильности, устойчивого развития. Люди за то и за тех, кто может это гарантировать.
Россияне очень боятся слова «будущее», они боятся перемен, потому что перемены могут быть к худшему, поэтому держатся за стабильность.
- Ваше личное мнение: прошедшие в сентябре на Северном Кавказе выборы можно назвать легитимными?
- Думаю, это вопрос не к экспертам, а, в первую очередь, к избирателям. Если большинство граждан считает, что они отражают волю того самого большинства, то они легитимные.
С моей точки зрения, если люди на улицу не вышли, протестуя против нечестных выборов, значит выборы легитимны. Хотя есть отдельные случаи. Например, в Буйнакске коммунисты не довольны результатами, что-то их не устроило в выборах. Но это отдельный, частный случай. На самом деле, открытость, конкурентность — это важные инструменты.
Легитимность — это, собственно говоря, если перевести на русский язык, признание большинством справедливости результата. Если большинство признает результат, значит выборы легитимны. Я думаю, что большинство результат признает.