Обсуждая проблемы казачьего кадетского образования на одном из последних совещаний комитета Думы Ставропольского края по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству, депутаты и представители профильных ведомств констатировали недостаток учебной литературы, дефицит профессиональных кадров, недостаточность финансирования.
Будет ли когда-нибудь построен Кисловодский казачий кадетский корпус, где найти деньги на закупку формы, издание учебников и ставки для педагогов рассказала заместитель министра образования и молодежной политики Ставропольского края Диана Рудьева.
- Диана Магомедовна, есть мнения, что развитие системы казачьего кадетского образования у нас в крае носит «хаотичный и бессистемный характер», а динамика роста классов обеспечивается в основном работой энтузиастов. На Ваш взгляд объективно существует ли на Ставрополье система казачьего кадетского образования?
- Нельзя сказать, что ее нет. Хотелось бы, чтобы она была лучше и развивалась. Со стороны министерства мы постоянно поднимаем эти вопросы на разных уровнях в сфере образования, нацеливаем руководителей школ на развитие кадетских и казачьих классов. Очевидно, что есть интерес самих ребят, которые идут в них добровольно и осознанно, налицо желание родителей. И если в школах есть условия, то эти классы открываются, а не наоборот.
- В последнее время было много волнений по поводу юридического статуса «Южно-Российског
- Было множество обсуждений на уровне общественности, краевой Думы, мы обращались за разъяснениями на федеральный уровень. В законе прописано, что школы, имеющие статус кадетских, должны были быть выведены на краевой или федеральный уровень. Но такой переход подразумевает серьезные средства, и надо учитывать дефицит краевого бюджета. Только Кадетской школе потребовалось бы больше 170 миллионов рублей. И потом, иметь такую школу – высокий статус для муниципалитета, их базы создавались за счет местных бюджетов. Как можно их отнять? Итак, школы, которые действовали до вступления в силу нового ФЗ «Об образовании», сохранили статус муниципальных общеобразователь
- Главная проблема Казачьего кадетского корпуса в Буденновске - отсутствие средств на строительство общежития и спортивной площадки.
- Это наша подведомственная организация, и мы ежегодно заявляем в бюджет тему строительства общежития. Для его восстановления необходимо сегодня 172 миллиона рублей. К большому сожалению и в бюджет 2017 года эти средства не будут включены, нам это известно из акта сверки. Однако потребность в корпусе очевидна: 1 сентября туда набрано 232 ребенка, а в прошлом году обучалось 152 ученика. И спрос был бы выше, если бы мы могли принять иногородних детей. Но обеспечить питание и круглосуточное пребывание мы можем только для 26 ребят из близлежащих поселений, остальные приходят на занятия из дома каждый день. В августе я посетила корпус, спортивная площадка там строится за счет спонсорских средств.
- На Ставрополье могло бы быть еще одно крупное системообразующе
- Чтобы министерство образования могло выйти на федеральный уровень с инициативой о строительстве такой организации, следует найти средства на софинансирование в краевом бюджете. Но речь идет об огромных суммах, которыми мы не располагаем. Можно рассматривать строительство кадетского корпуса как обычной школы, которую построят также, как и другие, но это будет просто школа с кадетскими казачьими классами. Чтобы это был казачий кадетский корпус, он должен быть государственным учреждением, а это программное мероприятие. К сожалению, программы, в которые вносились предложения о строительстве этого корпуса, остановлены.
- Можно ли специально создать программу в краевом бюджете?
- Программные мероприятия по строительству школ находятся в ведении министерства архитектуры и строительства. Это ведомство выступает заказчиком строительства новых школ и курирует средства, а мы выступаем координаторами.
- Руководители школ отмечают дефицит преподавательски
- Классы профильной казачьей или кадетской направленности отличаются от общеобразователь
- Кто должен направлять педагогов на это обучение?
- На мой взгляд это функция директора школы. За весь учебно-воспитате
- Школ с казачьей и кадетской спецификой в крае немало, необходимость в подготовке учителей очевидна, но где школам найти на это средства?
- У нас в крае 52 кадетских класса в 16 общеобразователь
- Ряд казачьих обществ оказывает помощь кадетским классам за счет доходов от хозяйственной деятельности. В 2015 году они совокупно направили на приобретение формы и питание кадет более 5 млн рублей. Также поддержка кадетского образования ведется за счет краевой государственной программы «Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества». В 2015 году в школы было передано 9000 экземпляров учебного пособия «Казачество в истории Ставрополья» для 6-7 и 8-9 классов. Еще раньше, в 2011 году было издано пособие «Казачество на Северном Кавказе: история и культура». Во многих школах учителя сами пишут программы, методические пособия. Но сегодня нет единой комплексной системы учебников, которая была бы специально разработана для ставропольских казачьих классов.
- Пособие для 6-7 и 8-9 классов было разработано коллективом ученых СКФУ, оно получило рекомендации Института повышения квалификации для использования и полностью отвечает требованиям и набору знаний, которые подразумевает направление казачьих классов. Авторские наработки учителей действительно имеют место быть, и опыт учителей-практик
- Существуют классы, где для регионального компонента издаются, например, учебники на национальных языках. Как осуществляется издание такой литературы?
- Есть федеральный перечень учебников, который обязателен для школ. Да, у нас есть школы и классы, где дополнительно изучаются ногайский, армянский, греческий и другие языки. Уроки эти также ведутся на уровне факультативов, во второй половине дня. Там используются не учебники, а пособия, которые не входят в федеральный перечень. К их изданию подключаются диаспоры, спонсоры, родительская общественность. Мы не получаем на это средства из федерального бюджета или бесплатно сами учебники, как для детей-инвалидов. Если находится источник финансирования, то мы привлекаем авторский коллектив к разработке учебника, затем Институт повышения квалификации делает заключение и дает рекомендации к использованию. Но, разумеется, обобщение педагогического опыта необходимо.
- Предусматривает ли программа «Развитие образования» возможность издания учебных пособий, закупку формы?
- Она финансирует муниципальные школы в рамках государственного стандарта, который включает в себя общеобразователь
- В 2016 году закончился эксперимент, проводимый министерством образования края в Апанасенковском районе. Там на базе нескольких школ и отдела образования пять лет работала инновационная площадка: шесть казачьих классов показали положительные результаты. Почему эта работа не была продлена?
- Само слово «эксперимент» подразумевает конечное время, он не может длиться десятки лет. Но удачный опыт должен транслироваться, поэтому сам муниципалитет, видя эффективность эксперимента, должен был выступить инициатором продолжения этой работы в своих школах. Все полномочия по организации учебно-воспитате
- Муниципальные бюджеты крайне скудные…
- Но и краевой не безразмерный. А как Ставрополь или Железноводск финансирует свои кадетские казачьи учебные заведения? В продолжении экспериментальны
Как заручиться поддержкой министерства образования для участия в грантах?
- Мы помогаем разным некоммерческим организациям, даем письма поддержки. Казачьи общества как социально ориентированные НКО работают с нашим контингентом - детьми и педагогами. Можно обратиться в наш отдел молодежной политики, в минэкономразвити