Эдуард Пичугин: «Пройди этот путь – и победишь»

17.08.2016

Интервью с генеральным директором ОАО «Киностудия Ленфильм», президентом Сообщества национальных кинотеатральных организаций «Киноальянс», членом правления Союза Кинематографистов Российской Федерации, членом правления Гильдии Продюсеров России, основателем федеральных киносетей «Кронверк Синема» и «КИНО СИТИ» Эдуардом Пичугиным.
Специально для «Кавказ Сегодня».

 

- Здравствуйте, Эдуард Анатольевич.

- Добрый день.

- Рады Вас приветствовать на «Машуке, в Пятигорске, на Кавказе. Вы здесь не впервые?

- Приезжал сюда прошлом году. Это был мой первый визит, знакомство с «Машуком». Раньше ездил только на «Селигер» несколько раз. И мне абсолютно все здесь понравилось - молодежь, общение с ребятами - активной частью населения Северного Кавказа, знакомство с традициями. Прошлогодний приезд был очень ярким событием, оно осталось в сердце, запомнилось. И вот в нынешнем году, когда Михаил Юрьевич Ведерников пригласил приехать, а тем более еще и в Год Кино, - то я не только не смог не приехать, но и посчитал такое приглашение за честь, прибыл сюда с огромным удовольствием. Пусть это станет теперь хорошей традицией…

- То есть, собираетесь сюда еще?

- Безусловно, с большой радостью! Потому что общение с ребятами - это то что нам сегодня очень нужно. Мы как раз ищем молодых и талантливых... Сегодня, я в качестве примера рассказал зрителям картины, которую мы привезли, как мы студентам из Абхазии помогли сделать «короткий метр». Название картины – «Мост», мы на базе «Ленфильма» ее сделали и представили на всех конкурсах.

Потом вместе с Александром Сокуровым сделали фильм на кавказскую тему по Фазилю Искандеру. Был охвачен период жизни аула в горах - перед войной, во время войны и после нее. «Софичка» фильм называется. Причем, картина полностью на абхазском языке, с субтитрами русскими.

- Это намеренно было сделано?

- Да, намеренно, чтобы сохранить аутентичность. Кино, считаю, удалось. Все снималось на Кавказе, а делалось на базе «Ленфильма». Мы целую экспедицию отправляли в горы - с нашими генераторами, камерами, светом и всем остальным... И ребята-студенты ребята принимали в этом участие.

Считаю, что это был хороший опыт. И я поддерживаю наших кинематографистов, которые приезжают сюда, на Кавказ, с такой же миссией - заражать кинематографом.

- Миссия по поиску талантов?

- Конечно! Тема ведь благодатная. Тем более, что многие ребята, допустим, могут даже себя и не видеть в этой профессии, ничего не знать и не понимать. Но вдруг возникает какой-то интерес, желание работать… А для нашей профессии очень важно именно это желание. Это самое важное, первичное. Это ведь не какая-то конечная корысть, это все не ради денег, это больше все-таки самовыражение, реализация художника…

Кинематограф строится на абсолютных фанатах. Причем, если брать сложнопостановочную картину, большое полотно, то там до 30 профессий задействовано. Это и художественные специальности, и инженерные... И во всем нужны таланты!

Невозможно сделать хорошую картину, когда кто-то в съемочной группе вдруг оказался случайно, мимо профессии. В итоге, ничего не получится, и труд десятков людей, к сожалению, будет выкинут в пропасть.

Поэтому сверхважно - готовить именно группу, талантливых ребят много не бывает.

К сожалению, взрослые, зрелые мастера уходят с каждым годом, а преемственность поколений не всегда срабатывает... Скажем так, мы бы очень хотели видеть в наших рядах побольше молодежи. Для этого «Ленфильм», как старейшая киностудия нашей страны, в сентябре прошлого года получила образовательную лицензию.

- Сюда, на форум, Вы ведь не с пустыми ведь руками приехали?

- Да, на «Машук» мы привезли картину «Птица». Эта картина - подарок, спецпоказ для ребят, участников форума. Я и многим нашим соотечественникам, даже зарубежным, нашим кинематографистам и организаторам форума всегда говорю: «Давайте не будем злоупотреблять чужим временем, делать какую-то профанацию, привозить ретроспективу». У нас сейчас век интернета и открытого общения. И в этой среде просто ретроспектива - фильм, который все посмотрели уже 2-3 года назад, - не станет событием. Когда ты его привозишь, то никому ничего не подаришь. Настоящий подарок - это что-то новое, специальное, эксклюзивное.

Вот мы и решили для ребят показать картину, которая выйдет на экраны только через несколько месяцев. Это действительно подарок. Причем, они самыми первыми ее увидят! Здесь и сейчас встреча картины со зрителем происходит впервые.

Поэтому я и предложил, чтобы режиссеры-дебютанты… Вот, познакомьтесь, - Ксения Баскакова, - режиссер, с который мы вместе и делали эту картину, она ее представляет здесь и встречается с ребятами. Ксения в этом году закончила ВГИК, это ее дебют. Дебютная работа всегда важна. Сложнее всего, конечно, сразу «попасть» - как Кэмерон или Андрей Малюков со своей дебютной работой – «В зоне особого внимания»…

- Прямо заинтриговали! Теперь очень хочу посмотреть. Сейчас вряд ли это где-то возможно?

- Нет, только через несколько месяцев.

- (Баскакова): Там, в зале, можно было с ребятами посмотреть (улыбается).

- Эх, а я тут...

- (Баскакова, смеется): Нет, ну хорошая картина получилась, на самом деле. У нас Иван Охлобыстин в главной роли. Девочка там играет замечательная…

 - (Пичугин): Это одна из лучших его актерских работ.

- (Баскакова): Да, я тоже так считаю.

- (Пичугин): Хотел бы тоже сказать по поводу молодежи. В этой картине у нас есть маленькая героиня, она не актриса, то есть, изначально… Это ребенок 12 лет, девочка. У нее действительно есть вокальный талант - она финалист конкурса «Голос. Дети» на Первом Канале.

- Как ее зовут?

- (Баскакова): Евдокия Малевская.

- (Пичугин): Да, Дуся. Конечно же, для того, чтобы снять сценарно-постановочную картину... тем более, что у нее там большая роль...

- (Баскакова): Главная...

- (Пичугин)…Очень важно, чтобы ее вел такой актер, как Иван Охлобыстин. Чтобы он вытягивал ее, помогал... Ей ведь тоже зритель должен поверить. И результат работы режиссера с актрисой - он виден.

- Спасибо. Обязательно посмотрю этот фильм. Эдуард Анатольевич, вот Вы сказали, что «Ленфильм» - старейшая студия страны…

- Первая государственная. В Российской Империи в мае 1896 года первый раз братья Люмьер показали кино, а уже в 1908 году был снят первый российский фильм – «Понизовая вольница». Первые наши режиссеры, они же продюсеры, постановщики, Ханжонков и Дранков - как раз занялись производством фильмов в России. Но государство пошло в кинематограф в 1914 году, когда страна входила в Первую мировую войну. Сверхважно было использовать кино как инструмент работы с идеологией. Кроме того, это инструмент поддержания культурных ценностей, поддержания традиций. Это было очень важно, поэтому император создал военно-кинематографический отдел при Скобелевском комитете, который потом в 1918 году указом Ленина просто переименовали. Это и есть сегодня киностудия «Ленфильм» сегодня.

- Но, кроме того, что это старейшая киностудия, еще в СССР «Ленфильм» называли «самой интеллигентной» студией страны, потому что там выходили интеллектуальные фильмы, которые впоследствии, как говорится, «задавали тон»...

- Да, прославленная «ленинградская школа». Во-первых, киностудия «Ленфильм» работала во всех жанрах с первого дня ее существования. Многие студии делились по жанрам, по направлениям - студии юношеского кино, документального кино, тот же «Союзмультфильм»... Кстати, первый мультфильм был сделан на «Ленфильме». Михаил Цехановский в 1920-х годах создал первый мультфильм советский. И сейчас мы возродили творческое объединение «Ленмультфильм»... А «Ленфильм» был универсальной киностудией.

Как это все получилось? Козинцев, Трауберг, Ранович были основателями этого очень интересного течения, позже к ним присоединился Герман. Люди сцены, театрального искусства сюда пришли.

Козинцев мечтал экранизировать Гамлета, и 52 года назад ему это удалось. Он вошел в историю со своей экранизацией великого Шекспира. И, по мнению британской королевы и многочисленных экспертов, это была действительно лучшая экранизация Гамлета.

Таким образом, шедевры (а если мы посмотрим картины Германа, то все они - тоже шедевры) получались особенными. Да, их советская власть не сразу признавала, они лежали на полках: «20 дней без войны», «Проверка на дорогах». Но это классические картины. Также картина Германа «Трудно быть богом» - гениальная, наполненная сотней гениальных деталей. Картина академического уровня…

Если вспомнить ранний период, фильмы войны, то у него в кино даже играли заключенные из различных лагерей. Которые не просто знали о том, что играли. У них даже кожа другая, структура лиц… Камера все это видит… В то время зритель был другой, некоторые помнили еще военные годы. Для них это тоже важно было – «Верю - не верю». Принимаю мастера не или принимаю...

- Скажите, пожалуйста, а с кем из кинематографистов Северного Кавказа, из местных киностудий, Вы знакомы? Если пока знакомства не сложились, но представится такая возможность, - хотели бы получить представление о таком явлении, как «кавказский кинематограф»?

- Конечно! С огромным удовольствием. Я, к сожалению, глубоко еще не знаком с Кавказом. Мы сами стали только недавно приходить сюда. И с удовольствием будем работать здесь, искать молодых, талантливых ребят.

- А если на вдруг на «Машуке» такой кинопроект появится, Вы его поддержите?

- Безусловно! Я даже сегодня дал ребятам свою визитку для этого. Звоните! Для всех ребят, которые не успели задать вопросы, есть сайт Lenfilm.ru. Там есть электронная почта. Пишите, письмо обязательно попадет ко мне. Я предупрежу пресс-службу сразу, чтобы мне эти письма пересылали.

Мы ищем. У нас есть открытые конкурсы. Вот, например, сценарный конкурс был…

Кстати, в качестве примера приведу. Я со своим другом Федором Бондарчуком оказался в Якутске. Мы там встречались с молодежью и ребятам сказали: «Не надо ждать, когда вам камеру кто-то купит. Возьмите фотоаппарат «Марк», возьмите телефон - и снимайте кино!»

В итоге, мы создали четыре года назад там международный фестиваль при поддержке правительства республики Якутии. На следующей неделе открывается уже 4-й фестиваль. И кино там уже вышло далеко за пределы регионального центра.

-  И на Кавказе такое возможно?

- Разумеется! Здесь я жду такой же волны. И, надеюсь, мы сможем видеть ребят с Северного Кавказа на международных фестивалях.

- Огромное спасибо! Для кого-то, возможно, в Ваших словах – большое будущее.

- Я тоже на это надеюсь.

- И последний, традиционный вопрос, без которого здесь не обходится ни одно интервью. Ваши пожелания молодежи СКФО и участникам форума «Машук-2016».

- Ребята, самое главное - ничего не бойтесь. Верьте в себя и в свои проекты. Главное, чтобы они были. И старайтесь все делать с куражом. Тогда тебе и все остальные поверят, тогда ты сможешь их заразить своей идеей. Нужно просто быть смелее. Не надо смотреть вперед и придумывать себе препятствия - ты еще не прошел этот путь. Просто пройди его - и победишь.

В общем, желаю всем победы!

- Большое спасибо!