Хаджимурат Гацалов: «Главная угроза благополучию общества – деформация морали...»

09.04.2016

Эксклюзивное интервью муфтия Северной Осетии, председателя Духовного управления мусульман Республики Северная Осетия-Алания Хаджимурата Гацалова
Специально для портала «Кавказ Сегодня».

– Совсем недавно прошли выборы муфтия Северной Осетии. Что для Вас лично значит переизбрание на новый срок полномочий? Каковы главные задачи на данном этапе?

– Это продолжение того направления, той стратегии, которая сложилась за время пятилетней работы Совета ДУМ республики, председателем которого я являюсь. За пять лет мы прошли большой путь в становлении нашей общины, в понимании необходимости воспитания молодежи, в первую очередь. Воспитания и образования.

В понимании необходимости социализации мусульманской молодежи. Не совсем ясно было, что такое социализация, если мы все составляем одно общество, один народ республики. В ходе реализации многих мероприятий, в том числе и субботников по приведению в порядок мест общего пользования – парков, скверов, набережной, кладбищ, – мы увидели, насколько разобщен наш народ.

Разность воспитания, интересов, намерений и отношение к общественным делам показали, что это очень серьезный момент, который будет существенно влиять на общую «температуру» состояния общества. Если в дальнейшем это разделение будет увеличиваться еще и за счет конфессиональной составляющей, то разговоры о консолидации, единении останутся формальными призывами и демагогией. Мы определили для себя это приоритетным направлением воспитательной работы.

Создание волонтерских отрядов и реализация социальных проектов разбудили чувство ответственности за народ, за происходящее вокруг. Воспитание на милосердии, на причастности и переживании за людей неимущих, больных, за детей, оставленных родителями, помогает молодежи ощущать себя частицей этого общества и развивает добрые начала души и сердца. Научить людей, не только мусульман, быть искренними, неравнодушными, создать атмосферу доверия в обществе – задача ежедневная, ежечасная, необходимая и обязательная.

Увеличивать и повышать качество образования мусульманской молодежи – вторая по значимости задача. Образование – не только религиозное, но и приобщение к общечеловеческим ценностям – часть нашей работы. По мере возможностей мы планируем с этого года организацию лекций по истории, краеведению. Может быть, и по психологии.

Мы должны постараться, чтобы у нашей молодежи расширился кругозор и появились понятия об общественных дисциплинах.

– Как Вы можете охарактеризовать обстановку в республике с точки зрения мусульманской общины? Сколько верующих, мечетей, насколько они имеют возможность беспрепятственно отправлять религиозные потребности?

– Обстановка в республике в религиозном плане вполне удовлетворительная по основным показателям. В Северной Осетии нет проблем на религиозной основе – ни межконфессиональных, ни гражданских, ни бытовых. Это историческая данность, соответствующая нашей ментальности, и наша задача – укреплять существующее взаимопонимание.

От проблемы внешнего воздействия трудно поставить заслон и отгородиться. Социальные сети и другие информационные возможности, несомненно, используются и влияют на умы молодежи, и здесь противодействие – только в знаниях. Создание системы образования и общего религиозного просвещения играет главную роль в профилактике радикализма на религиозной, идейной основе. Совет ДУМ и имамы общин прикладывают большие усилия в этой плоскости. Составляются и издаются брошюры, раскрывающие суть и неверность радикальных идей. Имамом Расулом Гамзатовым, погибшим в 2014 году (он был убит неизвестными 16 августа), написана прекрасная работа о причинах радикализации и профилактике этих причин. Разрабатывается программа минимального образовательного цикла, которую должны пройти все прихожане общин. Мы уже увидели результаты этого ежедневного труда наших имамов, но работа должна быть системной, постоянной и углубленной в религиозных знаниях. Зону риска составляет в основном молодежь, не посещающая мечети и находящаяся вне поля зрения имамов общин.

В настоящее время Совет ДУМ совместно с Министерством по делам национальностей составляет план мероприятий с намерением охватить и какую-то часть не организованной молодежи.

В республике 23 мечети, и проблем с отправлением религиозных обрядов нет. В ряде сел возникают претензии к звучанию азана – призыва на молитву. Но имамы сел вместе с активом местного самоуправления разрешают эти проблемы.

Очень сложно получить разрешение на строительство мечети. Эта проблема, на мой взгляд, надуманная, и в ее основе лежит стереотип – чем меньше мечетей, тем меньше проблем. В реальности эффект обратный. Препятствие строительству мечети вызывает раздражение у верующих и недоверие к власти. Вторая проблема – без мечети не видно основной массы верующих, не вполне понятны их настроения и намерения. Разрешение на строительство только оздоровляет общую атмосферу и увеличивает уважение к власти.

Мусульман в Осетии 25-30% от общего числа населения. Регулярно посещающих мечети или приходящих на пятничную молитву, обязательную для проведения в мечети, около 20-30% от числа верующих. В праздничных молениях участвует гораздо больше людей.

– Каковы взаимоотношения с властями и представителями других конфессий в совместной борьбе с экстремистской идеологией?

– Взаимоотношения с местными властями – хорошие, рабочие, конструктивные. С осознанием общих целей с обеих сторон. Позитивное отношение и взаимопонимание сложились на всех уровнях власти – от республиканской и до администраций местного самоуправления.

Полезные рабочие контакты и эффективное взаимное сотрудничество с министерствами и ведомствами существенно влияют на результаты работы и на общее настроение общин. Нельзя в этом контексте не выделить Министерство по делам национальностей, управление юстиции по Республике Северная Осетия-Алания, прокуратуру республики.

Однако при этом нет никакого взаимодействия с правоохранительной системой и ФСБ. Это также существенно влияет на взаимопонимание по многим вопросам, в том числе касающимся образования и воспитания. Отдельные представители этих органов, видимо, мыслят старыми и порой надуманными стереотипами, что мешает им адекватно оценивать деятельность Совета ДУМ и ситуацию в исламской общине.

Мы видим конструктивные указания, действия и помощь федеральных властей, чувствуем внимание и намерение упрочить стабильность в республике и на Северном Кавказе со стороны полномочного представителя президента в СКФО Сергея Меликова и его команды, а с другой – ощущаем противодействие силовых структур на местах. Все это непонятно, неэффективно, но остается фактом.

– Недавно вышла в свет Ваша книга «Россия и Ислам: на острие атаки». О чем она? Если можно – кратко об основных угрозах для России и Северного Кавказа.

– Книга «Россия и Ислам: на острие атаки» – сборник моих статей и интервью – говорит о разных, на первый взгляд, вещах. Это ситуация в общине, неконструктивные отношения с частью правоохранительной системы, ситуация в послевоенный период в Южной Осетии. Проблемы с Украиной, война, беженцы, ложь в отношении России. Проблема Ближнего Востока, Сирия, ИГИЛ (террористическая группировка, запрещенная в России решением Верховного суда - ред.), их влияние на Кавказ, на Россию. Вопросы взаимодействия ислама и православия, их влияние на общество и их роль в укреплении государственности, стабильности и перспективы нашего общества. Роль религии в противостоянии волне глобализации, разрушающей национальную суть народов, уничтожающей мораль и деформирующей нравственную основу молодежи. Угроза нравственной деградации – самое страшное оружие из арсенала наших противников. Это внутреннее разрушение системы государственной безопасности. Представлены также выводы и предложения по многим проблемам.

– Борьба с вербовкой молодых людей в ИГИЛ. Как это происходит в Вашем регионе?

– Вербовка в ИГИЛ и в другие радикальные организации, подобные им, в основном происходит в социальных сетях и посредством аудио- и видеоконтактов. В соседних регионах это приобрело массовый характер и было заметно сразу. Анализируя случаи выезда за границу жителей республики, мы не находим следов особых контактов на местах. Один-два, попадая под влияние радикальных идей и выезжая за пределы республики, затем через мобильные контакты влияют на знакомых, оставшихся здесь. Получается цепочка контактов, не выходящая на группу людей и не вызывающая внимания. Это были адресные контакты, и не всегда община успевала превентивно реагировать. Но это было всего несколько человек. Другая часть выехавших не контактировала с общинами.

Во всех общих случаях (и в наших в частности) противодействием и профилактикой для них служит создание системы воспитания и образования.

Внешние вызовы были, есть и будут, необходимо внутреннее единомыслие по общим вопросам общественной и государственной безопасности. Оно и создаст систему противодействия разного рода провокациям.

– Какие еще угрозы существуют в регионе, в стороне от решения которых не может оставаться муфтият и лично Вы?

– Повторюсь: главная угроза благополучию и перспективам развития общества – деформация морали и отсутствие благого нрава. Морально-нравственная основа человеческой натуры и общественных отношений заложена Господом нашим в ниспосланных откровениях. Человечество не только ничего лучшего не придумало и никогда не придумает, но и эти основы игнорирует или якобы изменяет в соответствии со временем и ситуацией. Это глубочайшее заблуждение. Законы морали незыблемы и существуют вне времени и ситуации.

Разложение нравственной системы влечет за собой разложение общества и угрожает государственным устоям. Мы теряем пассионарность народа, поколение за поколением развивается равнодушие, падает рождаемость, рожденные не имеют физического и морального здоровья. Это главная проблема, генерирующая другие социальные проблемы. Следующая – разделение общества и отдаление людей друг от друга и от власти. Еще одна сложная местная ситуация – прошедшее ранее распределение земельного фонда регулярно создает напряжение в районах, селах. Тяжелейшая задача объяснить людям, что следующие действия по перераспределению вызовут такие же протесты.

И Совет ДУМ, и муфтий готовы участвовать в решении любых задач, направленных на упрочение и консолидацию общества.

– Россия – светское государство. И все же, какую роль, на Ваш взгляд, призвана играть религия в формировании общественных отношений и воспитании молодежи?

– Я как-то говорил, что десятилетия воинствующего атеизма изменили отношение человека к религии, к пониманию своего положения в мироздании. Изменилось отношение к прежде обязательным вещам – к приобретению религиозных знаний. Познание Бога в Его абсолютной сути и понятие Его, как абсолютного Властителя всего и всех, не воспринимается многими, как истина, не вызывает желания познакомиться с Божественными знаниями и следовать им. Невосприятие Божественных законов порождает невосприятие религии и людей религиозных. Это тоже проблема, и по мере роста религиозности она также будет расти, если не принимать превентивные меры.

Россия – светское государство и, в первую очередь, это означает равноправие. Равенство конфессий и равенство людей, религиозных и нерелигиозных. В практике это положение трактуется большинством людей, даже вроде бы образованных, превратно: светское – значит нерелигиозное. Отсюда растут проблемы религиозных людей.

Государство должно, обязано помогать религии, религиозным организациям в становлении, в проблемах образования, в создании в обществе религиозной культуры и терпимости не только в межконфессиональных отношениях, но и между верующими и остальным обществом. Это обязательно скажется благотворно на всем обществе и общественных отношениях.

Вера – столп государственного здания, его фундамент. Основа патриотизма и охранитель морали общества, его стержень. Религия должна и будет устремлять свои усилия на этом поприще. Помогать в воспитании духовности, без чего нет гражданского общества, в выработке понятия самопожертвования, главенстве общественных интересов над личностными. Мы должны воспитать новые поколения в системе координат нашего российского мировоззрения, которое отличается именно духовностью и человечностью, и в этом – важнейшая роль религиозной культуры.

Мы не говорим, чтобы все общество ходило в мечеть или в церковь, это невозможно. Но знание религиозной культуры – источника нравственности и человеколюбия – ляжет благом на всю культуру и быстро скажется на воспитании подрастающего поколения.